Герои Победы

По ту сторону войны

Победа в Сталинградской битве завоевана не только воинами, сражавшимися с немцами на передовой, но и теми, кто ковал эту ее в тылу.

Дмитрий Илларионович Баюров, выпускник Сталинградского военного авиационного училища, всю войну проработал летчиком-инструктором, выпустил на фронт более 50 курсантов. Таких как он инструкторов в училище было около двадцати, и с 1942 по 1945 год под их чутким руководством в военное небо было выпущено несколько сотен воздушных бойцов. «Из них выжили единицы, – рассказывает ветеран, – наша авиация уступала немецкой в разы. Погибали летчики даже чаще, чем танкисты. Мало кто дотянул до пятого вылета».
Войну предчувствовали все, и поэтому летное училище работало в очень напряженном режиме, пытались в кратчайшие сроки выполнить военный летный план. «Нас выпустили в последнем предвоенном выпуске в звании сержантов 15 января 1941 года. Летный план был выполнен лишь на 65%. Летчиков не хватало, многих отчислили еще во время учебы. А армия требовала кадры…»
Одновременно с обучением курсантов молодой инструктор начал переучиваться на новом тогда для училища самолете Як-7. «В назначенный день прилетает заместитель начальника по летной подготовке капитан Петр Афанасьев. Построили семь человек, готовых к самостоятельному вылету на новом самолете, среди них был и я. И только я один выдержал экзамен, в дальнейшем меня закрепили обучать курсантов на этом самолете».
В это время старшее поколение летчиков, которые учили самого сержанта Баюрова, вылетали на фронт, вели обстрелы немецких войск подступавших к Волге.
«В основном в первые военные месяцы все готовились к отступлению. Так вышло, что почти все аэродромы Сталинградской авиашколы стали использоваться другими частями. Школа оказалась выведенной из учебного процесса. Базовые аэродромы училища заняли части 22-й авиационной дивизии»
Пока полеты были отменены, многих офицеров школы направили в штаб 8-й воздушной армии – разрабатывать план обороны Сталинграда. «Занятия не велись, но никто работать не прекращал. Технический состав училища занялся восстановлением поврежденных танковых моторов, доставляли их нам прямо с передовой. Всего удалось вернуть к жизни 320 моторов, которые очень пригодились для ремонта танков».
Помнит Дмитрий Илларионович и первый сбитый в Сталинграде самолет: «Это было в июле 1942 года. Немецкий самолет сбили наши части ПВО. Лежал он прям в центре города. После мы его перевезли к нам в училище и стали изучать. Механизм был удивительный, с советским сравнить даже сложно. Потом уже техники пытались усовершенствовать и наши машины».
Когда стало понятно, что боев в Сталинграде не избежать, авиаучилищу было приказано срочно эвакуироваться в казахстанский город Кустанай. «Горящего Сталинграда, как и смертей, я не видел. Когда мы отступали, немец нас бомбил, но пострадавших не было. Иногда мне становится совестно, что я не воевал. Утешает одно: в тылу я обучал своих двадцатилетних ровесников всему, что только знал. Пытался воспитать в них достойных бойцов, защитников родины», – делится переживаниями ветеран.
В 1944 году в училище начались соревнования по качеству летной и тактической подготовки курсантов. Победил лейтенант Баюров, ему выпала возможность выбрать лучшего своего ученика, который первый из всех опробует самолет Як-9м и на нем отправится на фронт. Выбрал Дмитрий Баюров своего воспитанника Глызина, имени ветеран его уже, к сожалению, не помнит. И вот самолет с надписью на борту «Сталинградец» отправился на фронт. О дальнейшей судьбе летчика Дмитрий Илларионович не знает…
За годы службы Дмитрий Баюров провел в небе почти 3000 часов: «В полетах случалось всякое, то моторное масло начинало бить в кабину, забрызгивая глаза, то происходил обрыв поршня двигателя, весь самолет трясло. То отказывал двигатель при полете на низкой высоте. Но я всегда мгновенно находил выход и учил этому спокойствию и сдержанности своих курсантов. Уверен, многим это помогло остаться в живых».

02.02.2012
 
Также в категории

28.10.2013 12:56 90 лет верности Отчизне

.

Ветерану уголовно-исполнительной системы Волгоградской области – участнику Великой Отечественной войны полковнику внутренней службы в отставке Алексею Дмитриевичу Коновалову исполнилось 90 лет. Поздравить ветерана с такой замечательной юбилейной датой пришли руководители УФСИН России по Волгоградской области, ветераны службы, друзья и коллеги.

21.06.2013 11:25 Сталинградское эхо в Латинской Америке

Разгром фашистов на Волге стал также победой СССР на дипломатических фронтах.

Латиноамериканское движение солидарности и поддержки СССР началось уже вскоре после 22 июня 1941 года. Но новые и мощные стимулы оно получило после великой победы советских войск в Сталинградской битве. В ходе и после нее народам этого континента окончательно стало ясно, что Советский Союз – основная сила, противостоящая гитлеровской военной машине.

11.01.2013 08:03 Вернулся из смертельного полета

В начале сентября на окраине деревни Скобенец Дновского района Псковской области, недалеко от бывшего военного аэродрома Гривочки, поисковиками местной автономной некоммерческой организации «Центр воинской славы» подняты были обломки военного самолета Ил-4 с останками экипажа на борту.

Новости партнеров
X    Также интересно
Архив новостей

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ЭЛ № ФС77-67945.

Учредитель (соучредители): Администрация Волгоградской области, комитет информационной политики Волгоградской области, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Волгоградская правда".

И.о. главного редактора Екатерина Валентиновна Голод. Телефон: (8442) 43-60-49. Телефон коммерческой дирекции: (8442) 43-61-24. E-mail: gazeta@vpravda.ru

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации.

Материалы под рубриками «Люди дела», «Актуально» «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.

Адрес редакции и издателя: 400131, Волгоград, ул. Краснознаменская, 7. Телефон редакции - (8442)43-60-49. Все права защищены © 2017 ООО "ИД "Волгоградская правда" г. Волгоград.