Общество

"ВП" вспомнила историю кирзовых сапог

Кирзовые сапоги в нашей стране не только рабочая обувь, но еще и советский символ. Правда, понимают его по-разному. Наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ решил не ввязываться в многочисленные и вялотекущие споры, что лучше – сапоги или ботинки для солдата, а предложил немного вспомнить историю и третью сторону символа под названием «кирзовый сапог».

Генеральское изобретение

Для одних кирзовые сапоги – символ военщины с солдатской глупостью и офицерской невежественностью, генеральским хамством. Есть еще не слишком приятный запах кирзового сапога. Даже в военном училище преподавательница говорила: «Товарищи курсанты, отойдите, от вас пахнет сапогами». Понятно – тонкая женская натура С другой стороны, «кирзачи» называют «сапоги-победоносцы». И совершенно правильно. Как обещал советский солдат дойти в них до Берлина, так и дошел.

Своим появлением кирза и кирзовые сапоги обязаны нескольким отечественным изобретателям и прежде всего генерал-майору артиллерии Михаилу Поморцеву. Это был уникальный генерал – изобретатель в области ракетной техники, воздухоплавания и аэрологии.

С 1903 года Поморцев стал проводить опыты с заменителями каучука, составляющие которых производились в России. Уже в 1904 году он получил водонепроницаемый брезент, с успехом испытанный в качестве материала чехлов для артиллерийских орудий и фуражных мешков. Ткань была успешно испытана в 1904 году: во время русско-японской войны этот брезент шел на изготовление конской амуниции, сумок, чехлов и т. п. Образцы тканей, разработанных по методу Поморцева, выставлялись на международных промышленных выставках, где отмечались медалями.

Когда началась Первая мировая война, Михаил Поморцев предложил безвозмездно использовать изобретенные им заменители кожи для изготовления солдатских сапог. По результатам испытаний опытных партий Военно-промышленный комитет даже рекомендовал изготовить крупную партию таких сапог для войск. Однако производителям кожаной обуви это было крайне невыгодно, и они препятствовали передаче заказа. После смерти Михаила Михайловича в 1916 году об этой идее забыли.

Второе рождение

Впрочем, к идее пошива обуви из кожзаменителей вернулись почти через 20 лет. Отечественные ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения весьма дешевого искусственного каучука. Однако по странному стечению обстоятельств в 1934 году после выхода заводов на промышленный режим работы скончались оба автора. Через год инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников сконструировали технологическое оборудование, на котором, используя недавно открытый новый материал и метод Поморцева, получили первую советскую кирзу.

Боевое крещение сапоги из кирзы прошли в советско-финскую войну. Но опыт закончился неудачно – на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. В самые первые дни Великой Отечественной войны советские интендантские службы столкнулись с проблемой нехватки обуви для солдат Красной Армии, как и интенданты русской армии в Первую мировую. Тогда военное руководство вновь вспомнило об Иване Плотникове. По распоряжению Совнаркома его немедленно вернули из рядов московского ополчения и назначили исполняющим обязанности директора и одновременно главным инженером завода «Кожимит». Была поставлена задача: в кратчайший срок усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя – кирзы.

К ноябрю 1941 года массовое производство было налажено. 10 апреля 1942 года постановлением СНК СССР Ивану Плотникову, Александру Хомутову и еще семи работникам промышленности искусственных кож была присуждена Сталинская премия 2-й степени «за коренные усовершенствования методов производственной работы в производстве заменителей кожи для армейских сапог». К 1943 году обувная проблема в Красной Армии частично была решена, и постепенно солдат переобували в сапоги.

Третья сторона символа

Работа советских ученых и технологов по разработке кирзы стала еще и символом организации массового производства обуви и военного снаряжения в условиях военного времени. Задача была сложнейшая – организовать массовое производство высокотехнологичных, дешевых по себестоимости и удобных в эксплуатации изделий. И отечественная промышленность эту задачу решила.

Можно хихикать над несовременным и неэстетичным видом кирзовых сапог. Но, говоря современным языком, и сапог служит примером грамотного менеджмента в организации производства.

Между прочим, в поселке городского типа Звездном Пермского края есть памятник солдатским сапогам. Думаю, кто служил, юмор поймет…

DNG
20.03.2017
 Фото
Также в категории

29.04.2017 19:22 Перед майскими праздниками волгоградка решила выкинуть новогоднюю елку

Житель Волгограда снял на фото, как женщина несет на мусорку пожелтевшее новогоднее дерево.

29.04.2017 17:55 На Центральной набережной в Волгограде запущены часы обратного отсчета до ЧМ-2018

Разработкой дизайна часов занимался один из официальных партнеров FIFA. Об этом сообщает «Волга-Медиа.ру».

29.04.2017 15:28 "Зеленая Россия" вывела волгоградцев на уборку улиц

Сегодня, 29 апреля, во всех районах Волгоградской области и региональном центре жители вышли на Всероссийский субботник.

Новости партнеров
Архив новостей

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ЭЛ № ФС77-67945.

Учредитель (соучредители): Администрация Волгоградской области, комитет информационной политики Волгоградской области, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Волгоградская правда".

И.о. главного редактора Екатерина Валентиновна Голод. Телефон: (8442) 43-60-49. Телефон коммерческой дирекции: (8442) 43-61-24. E-mail: gazeta@vpravda.ru

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации.

Материалы под рубриками «Люди дела», «Актуально» «Компетентно», «Деловой круг», «По существу», «Точка зрения», «С праздником!», «Благое дело», «Спрашивали – отвечаем», «Здоровье и красота», «Хорошая новость», «Визитная карточка», «Человек и дело», «Из первых уст», «Атмосфера красоты», «Стиль жизни», «Авто Драйв», «Жилищный вопрос», «Гордость нации», «Хозяин на земле», «Есть проблема», «Обсуждаем опыт», «Подробно», «Есть мнение!» и материалы, помеченные знаком «PR», публикуются на коммерческой основе и являются рекламой. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.

Адрес редакции и издателя: 400131, Волгоград, ул. Краснознаменская, 7. Телефон редакции - (8442)43-60-49. Все права защищены © 2017 ООО "ИД "Волгоградская правда" г. Волгоград.