Неподъемная автогражданка

Страховщики при оформлении полиса ОСАГО навязывают клиентам допуслуги. Единственная возможность у автовладельцев остановить беспредел, который воцарился на рынке страхования транспортных средств, – судиться со страховыми компаниями и вынуждать их соблюдать закон.

На что жалуетесь?

Обращения в корпункт редакции «Волгоградской правды» в Камышине от автовладельцев по поводу услуг страховых компаний (СК), работающих на рынке автострахования, поступают то и дело. Повод? Выдают, по рассказам, талоны о прохождении техосмотра транспортного средства, осмотра при этом не проводя. Занижаются суммы ущерба, задерживаются сроки выплат по страховым случаям, а то и вовсе под разным предлогом в выплатах отказывают.

Автор этих строк отправился в один из филиалов известной СК. По количеству офисов, в которых ведется автострахование, с этой компанией сравнится разве что Почта России.

Кстати, все обращения в Камышинскую городскую прокуратуру, которые имели место в этом году от заявителей по поводу работы страховых компаний, как подтвердил в беседе заместитель прокурора Александр Ларин, были адресованы именно этой СК.

Страхование или жизнь

В камышинском офисе страховой компании инспектор, которой я представилась автовладельцем, с порога заявила: полис ОСАГО мне продадут только после того, как я заключу договор на добровольное страхование от несчастных случаев. Цена продукта – тысяча рублей. В законодательство, пытались убедить меня, внесены изменения, и отныне эта услуга обязательная.

– Это противозаконно! – начала качать права я. – Добровольное страхование подразумевает добровольность волеизъявления. Вы понуждаете к покупке лишней услуги, чем нарушаете закон «О защите прав потребителей». И вообще, где написано, что эта услуга обязательная и в законодательство внесены изменения?

Моя настойчивость сотруднице явно не понравилась, и она, честно признавшись, что решение о добровольной страховке названного продукта всего лишь внутреннее распоряжение компании, направила меня к руководителю офиса для урегулирования вопроса.

– Я не в курсе, что и кому навязывала сотрудница! – тут же дистанцировалась от произошедшего руководительница. И прежде чем бесцеремонно выдворить меня за дверь, заметила: «А куда ваш муж как автовладелец, который застрахован в нашей компании, случись что, пойдет за возмещением убытков?» Это уже прозвучало как шантаж…

Создалось впечатление: Ольга Владимировна уверена в полной вседозволенности и безнаказанности СК, которую она представляет.

Я направилась к клиенту, прием которого вела в соседнем кабинете инспектор. Клиентом оказался Анатолий Давыдов (адрес и аудиозапись имеются). Он подтвердил: его только что вынудили при заключении договора на полис ОСАГО застраховать еще и его самого за тысячу рублей.

– Меня убедили: покупать полис добровольного страхования предложенного продукта надо обязательно, потому что этого сегодня уже требует закон, – подтвердил Анатолий Иванович. – Иначе со мной договор на ОСАГО вообще заключать не будут.

Мой собеседник сообщил: «лишней» эта тысяча в его бюджете не была. Он без работы. Но, выходит, тысячу на полис ненужной страховки из него страховщики просто вышибли обманом?

После этого диалога с Анатолием Ивановичем выдворять меня из помещения СК взялась дама с внушительными данными. Хорошо, что она стала меня просто выталкивать из офиса за плечи, а не, скажем, выкидывать за шкирку с крыльца на асфальт или колотить до синяков. Ее воинственность и сжатые в кулаки руки этого, как мне казалось, не исключали. Я сделала вывод: церемониться с теми, кто пытается взывать в здешних стенах к закону, здесь не привыкли. Можно лишь догадываться: дама выполняла роль «вышибалы» по собственной инициативе, по поручению руководительницы или ей эта миссия вообще вменена по долгу службы? И не связано ли такое поведение сотрудницы с тем, что камышинский офис СК является в регионе местом по… урегулированию споров с клиентами?

Уж очень навязчиво!

А теперь подробнее о фактах беспредела, царящем на рынке услуг по автострахованию. Обратимся к Интернету, буквально взорванному рассказами про всевозможные мытарства, с которыми сталкиваются автовладельцы на рынке автострахования.

Примечательно: масса жалоб среди этих комментариев опять-таки адресована к той же СК, откуда меня так бесцеремонно выдворили. Кстати, как я поняла из бесед с автомобилистами, многих привлекает не только обилие офисов этой компании по региону, но и название, которое дает повод думать хотя бы о каком-то присутствии в ее соучредителях государства. А значит, контроля и порядка. Но…

Судя по комментариям, компания эта в погоне за прибылью навязывает добровольное страхование от несчастных случаев абсолютно всем, кто обращается в ее офисы за полисом ОСАГО. Некоторые автовладельцы, судя по их отзывам, узнавали о намерении страховщиков навязать им ненужный продукт в комплекте с ОСАГО уже непосредственно при подписании договоров. И автомобилистов продавцы ОСАГО, как и в случае со мной и с Анатолием Ивановичем, попросту обманывают, объясняя, что добровольное страхование от несчастных случаев в рамках новых поправок к закону – мера обязательная. Некоторых вынуждают вместе с ОСАГО страховать даже имущество.

Для понуждения автовладельцев «добровольно» застраховать свое здоровье и имущество используются самые разные способы выкручивания рук. Вот один из комментариев в Интернете:

– Хотел продлить полис ОСАГО в офисе (названа компания) Красноармейского района. Страховщик сказала, что ОСАГО – только вместе со страхованием жизни (+1000 руб.), что все скидки за безаварийность отменили. В итоге озвучила цифру 4000 руб. На отказ страховать жизнь по предложенному продукту сказала: может и не страховать, и снизить стоимость страховки на 1000 рублей, но я должен в этом случае написать заявление, чтобы пришел инспектор и осмотрел все царапинки на моем авто. И добавила, что он, возможно, не придет вообще или, может, придет, но месяца через 4-6. Лишь после этого она застрахует…

– Когда я отказался «добровольно» застраховать жизнь и мне отказали в полисе ОСАГО, я пошел в полицию, – поделился в беседе Сергей Осипов (данные по его просьбе изменены), еще одна жертва страховщиков. «А какие у тебя есть доказательства?» – спросили в полиции. Я пошел в офис страховой компании и потребовал официальный письменный отказ в выдаче полиса ОСАГО без страхования жизни, за что меня выставили за дверь. Хотел заснять на видео фрагмент общения со страховщиками – хорошо что не поколотили. Заявили: съемка запрещена. Частная собственность! Получается, мы, автовладельцы, перед страховщиками абсолютно беззащитны?

Включить дурака. По Райкину

Что касается получения страховых выплат, то и здесь к каким только уловкам, судя по откликам в Интернете, не прибегают СК, чтобы заплатить застрахованным клиентам меньше.

Относительно той компании, откуда за мою несговорчивость меня выставили за дверь. Она, например, хотя страхует автовладельцев нашего региона в сотнях офисов и, как уже подчеркивалось выше, располагает гигантской филиальной сетью, но при этом лишь в трех (!) пунктах по области находятся так называемые отделы урегулирования убытков при получении выплат по страховым случаям после ДТП. И один из трех пунктов находится именно в Камышине. Сюда, преодолевая сотни километров, вынуждены ехать жители со всего региона.

«Поездки через всю область в Камышин и обратно стали мне дороже страховых выплат, которые мне в итоге назначили», – сообщила в комментарии на интернет-сайте клиент Галина.

А вот еще одно доказательство. 11 ноября текущего года Камышинской городской прокуратурой по итогам проведенной проверки внесено представление страховщикам регионального филиала описываемой мной СК в связи с тем, что они по надуманной причине незаконно отказались принять документы от прибывшего из Волгограда клиента на выплату ему полагающейся страховой суммы. В общем, создали все условия для непринятия от него бумаг. В то время как известно: срок подачи пакета документов в СК на получение выплаты ограничен пятью днями, а сама выплата – тридцатью.

В этом же году Камышинской городской прокуратуре пришлось обращаться в суд в интересах инвалида о расторжении договора на добровольное личное страхование.

А вот еще одна уловка, к которой, судя по жалобам, прибегают многие СК повсеместно. Пытаются вместо выплат по страховым случаям навязывать клиентам ремонт автомобиля на СТО, которые являются партнерами СК. В итоге автовладельцы опять-таки оказываются внакладе. Потому что от них начинают требовать покупать детали для ремонта за свой счет под предлогом… износа автомобиля. Мало того, ремонт порой может растягиваться на месяцы. И при этом неустойку за просрочку в выполнении работ клиенту вытребовать уже невозможно. Четко в законе это не прописано.

В Камышине сегодня есть две лицензированные организации, призванные осуществлять техосмотр и диагностику транспортных средств.

– Автовладельцы к нам практически забыли дорогу, – констатировал в беседе работник одного из таких центров.

Стоит ли удивляться жуткой статистике смертности на дорогах, ведь на фоне ужасающего состояния автотрасс получается, что по ним гоняют еще и убитые колымаги? Техническое состояние транспортных средств, выходит, сегодня практически не контролируется?

Они здесь ни при чем

– Да, как автомобилист я могу констатировать: судя по Камышину, можно говорить о наличии на рынке автострахования в России и в нашем регионе массы проблем, – прокомментировал Алексей Саутенко, завотделом транспорта при мэрии Камышина.

Между тем никакого контроля за работой СК мэрия не осуществляет. В транспортном отделе мне даже не смогли точно перечислить, какие же СК работают на рынке автострахования в Камышине. Хотя в городе более 30 тысяч одних лишь легковых автомобилей. Прибавьте сюда сотни маршрутных такси, автобусов, грузовой транспорт. И все автовладельцы по закону обязаны иметь полис ОСАГО. Значит, все они сталкиваются и с вышеописанными проблемами?

– Есть структуры, призванные вести контроль на рынке автострахования в России, – сообщил Алексей Саутенко. – Это Всероссийский союз страховщиков, Союз автомобилистов России. Есть еще и главный контролер, который может отозвать у любой страховой компании лицензию на оказание услуг, – Межрегиональное управление службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО. А у нас никаких полномочий нет…

Итак, как видим, несмотря на обилие контролирующих органов, призванных следить за работой СК, несмотря на многочисленные жалобы автовладельцев в Интернете, обращения в правоохранительные органы реалии неутешительны.

Автор связался с Межрегиональным управлением службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО, где сообщили: всем обратившимся по поводу нарушений страховщиков служба аккуратно дает ответы. При этом согласились: жалоб поступает действительно много! «Так почему же ситуация не меняется к лучшему, а наоборот?» – стала интересоваться я. С подобными вопросами мне рекомендовали обратиться письменно...

Идите в суд!

– Нужно обращаться в суд, – комментирует ситуацию адвокат Дмитрий Шевяков. – И делать это сегодня можно весьма успешно, высуживая у обнаглевших страховщиков не только причитающуюся вам выплату, но и неустойку.

– Особо акцентирую: к разрешению страховых споров как по ОСАГО, так и по КАСКО суды сегодня применяют нормы закона «О защите прав потребителей» , – подчеркивает Дмитрий Шевяков. – Так что обращаться в суд можно по месту жительства, а не по месту регистрации страховщика, и заявитель при этом освобождается от уплаты госпошлины. Затраты нужны минимальные. Главное – желание!

И еще. Судебная практика по разрешению споров с СК сегодня весьма успешная. Загляните в Интернет и найдете сотни выигранных автомобилистами у СК дел. Знаете, почему так наглеют страховщики? Они не сомневаются, что в правоохранительные органы и в суд пойдут единицы из потерпевших. Только так и сообща мы вынудим страховщиков и их контролеров нас уважать…

А вот список положений, которые нарушают СК, понуждая при оформлении ОСАГО «добровольно-принудительно» страховать жизнь, имущество (речь идет о незаконном принуждении к покупке услуг!):
пп. 2, 4 ст. 935 ГК РФ; ч. 1 ст. 421 ГК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
ст. 16 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»; п. 14 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении правил ОСАГО». На них и следует указать при написании заявления в суд.