Пони резвые

Размер не для всех имеет значение, даже когда речь идет об автомобиле. Одни руководствуются советским принципом и относят к малолитражным авто все, что имеет двигатель объемом до 1990 куб. см, другие следуют более современным веяниям и выделяют машины с моторами до 1,2 литра. Третьи склонны считать, что такой объем – это микролитраж, а малолитражные – это от 1,3 до 1,8 литра.

Мы же будем пользоваться наиболее распространенной в народе формулировкой и назовем малолитражными машины с двигателями объемом до 1,2 литра включительно. На таких преимущественно передвигаются женщины и неопытные водители, однако эта тенденция медленно, но верно угасает, поскольку мини-машины с каждым днем становятся все комфортнее и мощнее. В плюсах и минусах малолитражек разбирался наш корреспондент Адиль ЗОДОРОВ.

Там, где другие не пройдут

Малогабаритные автомобили, как правило, востребованы среди тех, у кого нет большой семьи и необходимости в объемном багажном пространстве. Для остальных, в том числе и для крупных людей, маленький салон и багажник – проблема. Выразимся проще – недостаток. Они есть у всех, в том числе и у машин, больших и не очень. А главным плюсом малолитражек считается их экономичность. Расход топлива у таких автомобилей, как правило, не больше 6 литров на 100 км в городском цикле, а на трассе цифры и вовсе смехотворны – в районе 4 литров на 100 км.

Весьма недорого и арендовать такие машины, как в России, так и в Европе.

– Когда ездим отдыхать за рубеж, арендуем там автомобили супермалого класса, – рассказывает волгоградец Алексей Шурыгин. – Они обходятся значительно дешевле простых седанов и хэтчбеков – как по стоимости самой аренды, так и по расходам на топливо. На малолитражке Suzuki Celerio я ездил даже по горам. Если говорить о плюсах таких машин, то это, помимо экономии средств, удобность парковки – малолитражка способна влезть туда, куда другие авто не поместятся. Потому мой тесть на своем «Матизе» накатал порядка 200 тыс. км и расставаться с ним пока не собирается.

Малогабаритные машины более удобны по сравнению с крупными не только при парковке, но и при езде по городу. К ним легче привыкнуть, на них проще маневрировать.

Это плюсы. Что же касается минусов, то их также хватает. Это не только малый объем салона (в ширину, но не в высоту, так как в тот же «Матиз» мужчина ростом 190 см влезает вполне свободно, да еще имеет над головой сантиметров 5–10 свободного пространства) и багажа, но и другие немаловажные факторы.

– На трассе ощущаешь нехватку мощности в двигателе, – отмечает Алексей Шурыгин. – Поэтому на рискованные обгоны лучше не лезть. Все-таки тяжело в маленький мотор засунуть много лошадиных сил. Слабовата в таких авто и шумоизоляция – принадлежность к бюджетному классу сказывается.

«Большие» не уважают

Малолитражками практически не пользуются водители такси, что вполне логично, учитывая габариты этих автомобилей, зато они крайне популярны у супервайзеров и представителей других профессий, требующих частых передвижений на транспорте, но не предусматривающих перевозки людей и груза. Словом, «Ока», «Матиз» и прочие «мини-мобили» вполне пригодны в качестве рабочих машин. Потому их охотно используют автоинструкторы.

«Дэу Матиз» и «Хендай Гетц» – довольно популярные учебные автомобили. Осваивать азы вождения на таких действительно удобно в силу названных выше причин: габариты малы, парковаться и перестраиваться легко.

И мало того что маневренность на хорошем уровне, да еще и скорость они набирают довольно медленно – для новичка это только плюс.

Но нельзя не учитывать еще один очень весомый их недостаток. Вернее, сами автомобили и даже их водители в этом не виноваты, но езда на малолитражке подчас становится опасной по одной простой причине: неуважение со стороны более крупных коллег по дорожному движению.

Большие седаны и тем более внедорожники порой будто не замечают «братьев своих меньших». Это ведет к частым «подрезам», которые, в свою очередь, нередко становятся причиной ДТП.

Здесь уже проблема в психологии и культуре самих водителей: увы, так уж повелось, что большим «Джипам» и «Мерседесам» все уступают дорогу, а автомобили классом ниже подчас испытывают настоящее угнетение. Особенно тяжело мужчинам на таких «лошадках», ведь девушек обычно пропускают вперед только потому, что они девушки.

Крушение мифов

Автомобили с маленькими габаритами и объемами мотора хоть и становятся все более распространенными и популярными по всему миру, никак не могут избежать ряда мифов, которые словно прилипли к ним.

В итоге мы приходим к следующему выводу. Во-первых, малолитражка – это тоже машина, имеющая, как и любые другие вещи, свои явные плюсы и не менее очевидные минусы. Для перемещения из пункта А в пункт В ее вполне достаточно, только если пассажиров больше трех, то придется испытать определенные неудобства. Во-вторых, подходит такая машина человеку любого пола и почти любых габаритов (великаны не учитываются). Вердикт таков: ездить можно, а остальное – на ваше усмотрение.

DNG