Желанное ОСАГО

Под конец года как-то неожиданно исчезла возможность застраховать свой автомобиль.

ОСАГО предлагают, но за какие-то слишком уж бешеные деньги. В нашей газете недавно уже была статья на подобную тему, но в своем материале я попытался разобраться, в чем же именно причина столь странного поведения страховщиков и как быть в такой ситуации.

Третья декада декабря, подходит к концу срок полиса ОСАГО. Звоню в страховую компанию, причем заранее, а менеджер сообщает мне неприятнейшее известие: у них закончились бланки полисов. Думаю, ладно, позвоню еще в какую-нибудь контору, благо в Волгограде их достаточно. Там на мою просьбу ответили вопросом: не являюсь ли я, случайно, сотрудником одной очень известной компании – "ЛУКОЙЛа"? Нет, отвечаю. А может, родственники там работают? Тоже нет. Тогда извините, но у нас закончились бланки. Еще в двух страховых мне тоже ответили отказом, сославшись на дефицит заветных бумажечек. Плюнув на все, решил обратиться в "Росгосстрах". Бланки были в наличии, но предоставить полис они согласны были лишь с одним условием: я должен купить у них еще дополнительную страховку. В итоге стоимость ОСАГО на мой автомобиль подскакивала с прошлогодних 1500 до 5000 рублей. Все это немного расстраивало, а меж тем в поисках конторы-страховщика прошел еще один день и перспективы остаться без машины пугали своей четкостью. Надо было что-то делать. За помощью и консультацией я обратился в фирму, занимающуюся урегулированием спорных моментов между клиентами и страховщиками. Мне показалось, что эти люди должны обладать полезной информацией. Так оно и вышло. Сотрудник данной организации как человек знающий рассказал мне очень интересные вещи, но обо всем по порядку.

Итак, начнем с того, что же в принципе произошло с полисами ОСАГО. Они стали очень убыточными для страховщиков, и те в свою очередь пытаются теперь всячески оградить себя от процедуры их выдачи. А так как отказаться от выдачи ОСАГО гражданам не совсем просто, то страховщики и придумали всю эту схему с отсутствием бланков.

Создавая искусственный дефицит, страховые компании просто хотят уйти с рынка. Возникает закономерный вопрос: а с чего вдруг так резко ОСАГО стало невыгодно для продажи? К этому когда косвенно, а когда и напрямую привел ряд мер, проводимых правительством по оптимизации страховой системы в целом.

Касались эти меры следующих пунктов: фиксированный порог стоимости полиса, единая база страховщиков и повышение выплат по страховым случаям. Под фиксированным порогом стоимости подразумевается, что на автомобиль, к примеру, имеющий под капотом 106 лошадиных сил, цена полиса не может быть выше определенной суммы вне зависимости от стажа вождения водителя и других показателей. Наоборот, с каждым годом, если водитель не обращался в страховую за выплатами, полис дешевел, учитывался так называемый коэффициент безаварийности. А вот когда приняли решение о создании единой базы, то все показатели в ней обнулялись и стоимость ОСАГО вновь возвращалась на первоначальный уровень. Автолюбители отреагировали на это сразу же и не спешили переходить на обслуживание в другие компании. Ведь, помимо единой базы, у страховщиков все так же оставались свои старые, в которых все коэффициенты сохранялись, а цена на полис не поднималась.

Таким образом, ОСАГО начинало приносить все больше убытков. И последней каплей, видимо, послужило предложение о повышении выплат по страховым случаям. Причем увеличиться суммы выплат должны в разы, что, естественно, еще больше загонит автостраховщиков в минуса. Первой выход из сложившейся ситуации нашла компания "Росгосстрах". Она стала навязывать клиентам приобретение дополнительных пакетов страхования, то есть просто так приобрести ОСАГО у автолюбителя не получалось, помимо этого, ему необходимо было еще застраховать, к примеру, дачу.

ФАС (Федеральная антимонопольная служба) быстро усмотрела явное нарушение закона и обратились к "Росгосстраху" с претензией. Но, как видно на сегодняшний день, особого эффекта данное действие не возымело. Другие страховые компании, наблюдая за успешными, хоть и не совсем законными действиями Росгосстраха, решили провернуть нечто подобное. Хотя нашлись среди них и те, кто просто симулировал дефицит бланков, что, безусловно, доказать гораздо сложнее. Вот и все причины сложившейся на сегодняшний день неприятной ситуации. Проанализировав всю полученную информацию, приходишь к следующим выводам: правительство в попытках как-то отрегулировать систему страхования сводит в убыток страховые компании, а те всеми правдами и неправдами пытаются хоть как-то нажиться на продаже страховых полисов, и в конце концов от этих всех действий страдают больше всего автомобилисты.

В итоге, по моим данным, на 26 декабря 2013 года в городе-герое Волгограде и его спутнике городе Волжском приобрести полис ОСАГО можно было лишь в компаниях "Ингосстрах" (но для этого надо было ехать в главный офис и настойчиво требовать) и "Альянс". Всё. В остальных конторах либо ссылались на отсутствие бланков, либо озвучивали стоимость, совершенно не соответствующую действительности. Как говорят специалисты, решение данной проблемы должно появиться само собой в начале января 2014 года, а до этого времени надо или ставить машину на прикол, или пытаться выбивать из страховщиков нормальное ОСАГО.