Сделать «Шаг навстречу»

Как преодолеть внутренние комплексы и оказаться на шаг ближе к намеченной цели, как сделать «Доступную среду» доступнее. Об этом и многом другом говорили на информационно-образовательном молодежном форуме инвалидов по зрению Волгоградской области «Шаг навстречу».

Мы вместе

Подобный форум на территории региона проводится впервые.

– Такого мероприятия у нас в области еще не было ни разу, – говорит председатель Волгоградской региональной организации Всероссийского общества слепых Наталья Гопиенко. – Этот форум поможет людям с проблемами по зрению шагнуть вперед. Мы преследуем цель мобилизовать, активизировать молодежь, ведь в силу своих физических недугов все они разобщены, многие сидят по домам. Мы хотим показать, что могут достичь инвалиды по зрению. Ведь среди нас есть и паралимпийские чемпионы, и предприниматели, и студенты. Мы хотим донести до ребят, которые еще не нашли себя в этой жизни, что все в их руках. Все возможно, когда мы вместе.

На форум «Шаг навстречу» пришли около 70 инвалидов по зрению. Всего же в Волгоградской региональной организации Всероссийского общества слепых состоит 3550 человек.

– Надеюсь, что первый в Волгоградской области форум станет традиционным и даст вдохновение не только для движения общества слепых, но и для развития всех направлений реализации программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями. Об этой программе мы должны не только говорить, но и вместе ее реализовывать, – отметил в приветственном слове министр социальной защиты населения Волгоградской области Евгений Харичкин.

Говорящий город

Второй год в нашем регионе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда». Ее главная цель – обеспечение равного доступа инвалидов к физическому окружению, информационной связи, транспорту и другим объектам и услугам.

– Многие мероприятия мы включаем в программу, посоветовавшись с руководителями региональных общественных организаций, – объясняет начальник отдела по делам инвалидов департамента организации социальной поддержки Ольга Суханова. – Активный вопрос, в котором мы могли бы сотрудничать – это создание доступной среды. Ведь для того, чтобы покрасить ступеньки или сделать предупреждающие знаки, средств практически никаких и не надо. Главное – понимание проблемы. Принято считать, что «Доступная среда» – это только пандусы. На самом деле – это гораздо шире. Это масса объектов, которые необходимо оборудовать для инвалидов. Кстати, уже двадцать семь муниципальных образований приняли программы по «Доступной среде».

Если колясочники остро нуждаются в пандусах, инвалиды по зрению – в оповещении.

– Для тех, кто не имеет проблем со зрением, сложно даже представить, насколько трудно незрячим людям самостоятельно перемещаться по большому городу. Особенно тяжело тем, кто ведет активный образ жизни, работает или учится, а значит, вынужден ежедневно передвигаться в общественном потоке и пользоваться общественным транспортом, – говорит Алексей Карпов. – Мы остро нуждаемся в том, чтобы в общественном транспорте объявляли остановки. Ведь мы не видим, куда мы едем и где нам выходить. Все происходит чисто интуитивно.

В некоторых городах эта проблема уже решена. На помощь инвалидам по зрению пришел проект «Говорящий город». Он представляет собой коммуникативный комплекс, состоящий из радиоинформаторов, абонентских устройств и устройств, голосом дублирующих сигналы светофора. Радиоинформаторы устанавливаются в транспорте и на зданиях. А абонентское устройство носит человек, неслышно для окружающих получая нужную информацию (направление движения, номер маршрута, название остановок), помогающую ориентироваться и выбирать правильное направление.

– Мы будем ходатайствовать о реализации этого проекта и в нашем городе-герое, - -говорит председатель Волгоградской региональной организации Всероссийского общества слепых Наталья Гопиенко. – Но это дело времени. За год-два эту проблему, конечно, не решить.

Как пройти в библиотеку

Для того чтобы на собственном опыте понять, что испытывают люди с ограниченными возможностями зрения, Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» провела эксперимент. Его участникам было предложено стать слепым на пять минут и найти дорогу к библиотеке для незрячих, что находится на улице Невской.

– Участникам акции завязали глаза, а в руки дали трость, – рассказывает менеджер по социальной работе и компьютерному обеспечению Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Евгений Рыбников. – Задача для них оказалась непосильной. Отсутствие одного органа чувств привело к полной дезориентации в пространстве. Один из участников, не замечая этого, даже вышел на проезжую часть. Участники акции удивлялись, как вообще возможно ориентироваться в городе.

Сегодня вход в библиотеку оснащен звуковыми ориентирами и поручнями.

– Нашу библиотеку посещают около 6000 читателей инвалидов по зрению, – говорит заместитель директора по автоматизации Волгоградской областной специализированной библиотеки для слепых Сергей Вишняков. – Это и полностью незрячие, и слабовидящие. Книг в нашей библиотеке порядка 160 000. Есть книги по Брайлю с рельефно-точечным шрифтом для незрячих, есть книги говорящие. Правда пока еще на кассетах, но плавно переходим на новые виды, на флешки. Единственное: там совершенно другой формат и для его прочтения нужны специальные плееры. По области такие плееры пока только у двухсот человек.

На мероприятии «Шаг навстречу» были представлены и западные образцы техники, облегчающие жизнь незрячим людям: айфон 4 С, органайзер Брайля, навигатор, визиобук, Брайлевская строка, Plextop.

– Все представленная аппаратура на выставке облегчает жизнедеятельность инвалида по зрению, – объясняет заместитель главного редактора радио ВОС Иван Онищенко. – К примеру, айфон 4 С имеет озвучку всех действий. Это очень удобно для незрячих. Следующий аппарат – брайлевский дисплей – устройство вывода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Комбинация клавиш означает определенную букву.

По исследованиям американских ученых, нагрузка незрячего человека при движении в городе сравнима с нагрузкой, которую испытывает пилот сверхзвукового самолета.