«Самураи» едут в Волгоград удивлять: в Японии всё не так

«Самураи» едут  в Волгоград удивлять: в Японии всё не так
Сами японцы называют свою страну «ниппон» или «нихон», что означает «место, где восходит солнце». Более поэтичным названием «Страна восходящего солнца» жители этого островного государства обязаны своим соседям – китайцам. Именно так они называли некогда страну, находящуюся восточнее Поднебесной. Японские болельщики, которые приедут на матч 24 июня поболеть за свою сборную в матче против поляков, наверняка удивят волгоградских болельщиков.

Бедны сырьем, богаты на таланты

Расположена эта страна на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова – Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку – составляют 97% общей площади архипелага. Япония занимает десятое место в мире, является великой экономической державой с очень высоким уровнем жизни. Япония – последняя страна в мире, формально сохранившая статус империи. Императорская династия никогда не прерывалась. Правящий сегодня император Акихито – прямой потомок первого императора Дзимму, основавшего Японию в 711 году до нашей эры.

Но как в Англии королева, так в Японии император – это «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению кабинета министров, который и несет за них ответственность.

Для страны характерен религиозный синкретизм, когда верующие исповедуют сразу несколько религий. Христиане представляют собой религиозное меньшинство, всего 2% населения. Японская православная церковь  насчитывает 36 тыс. сторонников.

В Японии 108 действующих вулканов, причем появляются новые. Частые землетрясения – еще одна особенность страны. За год их происходит до 1500 разной силы. Одно из самых крупных случилось в январе 1995 года, когда стихия унесла жизни 6434 человек. Другой природной опасностью являются тайфуны, которые приходят в Японию из Тихого океана.

Продолжительность жизни в  Японии одна из самых высоких. Неудивительно, что каждый пятый житель страны старше 65 лет. Демографические проблемы не обошли страну стороной. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак, карьера стала для них важнее семьи. Социологи предсказывают, что к 2050 году численность населения снизится от нынешних 126 млн до 95. И все же с поощрением рождаемости здесь пока не спешат.

Страна крайне бедна полезными ископаемыми, которые импортирует. Что же касается экспорта, уже давно продукция, произведенная в Японии, является символом качества во всем мире. Экономические успехи страны базируются прежде всего на применении высоких технологий и традиционном трудолюбии жителей страны. В таких сферах, как электроника и робототехника, с японскими учеными и инженерами мало кто сравнится.

Развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение  и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15% от мирового. Средний и малый бизнес эффективно функционирует во всех сферах. Он является самым активным и самым стабильным элементом рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособности товара. Почти 99% японских компаний относится к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно велика их роль в автомобильной, электронной и электротехнической отраслях.

У Страны восходящего солнца невероятно высокий туристический потенциал: многие заповедники и исторические памятники уникальны. А гостиничное хозяйство, транспортная инфраструктура отвечают самым высоким требованиям.

Там всё не так

«Там всё не так» – нередко путешественники, побывавшие в этой удивительной стране, именно этими словами начинают свой рассказ. Действительно, страна, веками находившаяся в самоизоляции, хоть и открылась миру в середине XIX века, до сих пор способна удивлять своими необычными, загадочным образом сохранившимися традициями, обычаями.

Даже те, кто уже давно поселился в этой стране и прожил не один десяток лет, признаются, что до сих пор не могут понять японскую душу, их удивительное трудолюбие. Здесь, например, не принято  менять работу.  Молодой специалист выбирает себе компанию, в которой будет трудиться до выхода на пенсию. Увольнение считается большим позором. Как правило, до этого дело не доходит: тебя просто понижают в должности.  Приходить на работу  (как и уходить с нее) вовремя – дурной тон. Хотя бы за полчаса до начала рабочего дня нужно быть на месте.

Такой ритм нелегко выдерживать иностранным сотрудникам. Попасть в их число крайне непросто. По местным законам минимальная зарплата, на которую разрешено нанимать иностранного рабочего, превышает средний оклад труда коренного жителя. Таким образом, работодателю выгоднее нанять японца, чем иностранца. Хотя есть должности очень даже оригинальные. Например, в токийском метро есть должность заталкивателя пассажиров в битком набитые вагоны. А как иначе управиться, если за год оно перевозит больше 3,5 млрд пассажиров.

Есть специалисты, которые приглядывают, чтобы пассажиры не ступили на ремонтируемый эскалатор. Есть профессии совершенно уникальные: например, отыскивать на улицах курящих и рассказывать им о вреде табакокурения. Припарковать автомобиль помогает целая группа специально обученных людей. Кстати, прежде чем получить разрешение на покупку авто, следует доказать соответствующим органам, что у вас есть место, где его хранить.

Уснув в офисе, вы, скорее всего, получите выговор от начальства. Но только не в Японии. Дневной сон, или инэмури, не возбраняется, а наоборот, поощряется в обществе. Считается, что если вы спите на рабочем месте, значит, вы очень много работаете и устаете.  Смерть от перетруждения  – это не оборот речи, а диагноз, с которым умирает 15 тыс. японцев каждый год.

Уроки вежливости и экологии

В японском языке почти  нет нецензурной лексики. Эффект достигается от громкости и интонации произнесенного слова.  Уровни вежливости  (кэйго) – особенность японского языка. Есть разговорный, почтительный (диалог жены с мужем), вежливый (разговор кассира в супермаркете с покупателем) и очень вежливый (например, обращение подчиненного к начальнику).

В школах есть специальные курсы по кэйго. Порой это доходит до абсурда, работники сферы обслуживания считают, что чем длиннее фраза, тем она вежливее звучит, поэтому покупка булочки в «Макдональдсе» может превратиться в пятнадцатиминутный диалог с кассиром.

Япония – страна, победившая мусорные баки. Их здесь нет, есть только урны вдоль автоматов с едой и уличных кафе. Все отходы сортируются. Бумага, стекла, органические отходы, пластик – все отдельно. Есть даже специальный контейнер для тех, кто запутался, в какой из них какой мусор нужно выбрасывать.  Причем экологическое воспитание настолько глубоко проникло в сознание японцев, что они и будучи за пределами родины этим поражают.

На ЧМ в Бразилии, к примеру, японские болельщики после матча (проигранного!) их сборной убрали у себя на трибуне весь мусор. Сложили в пластиковые мешки и унесли с собой. И ведь даже заранее об этом подумали, и тару запасли! Интересно, как переживут такое зрелище наши, отечественные фанаты?!

В Японии нельзя просто так выкинуть телевизор. Нужно купить специальную наклейку, приклеить ее на ТВ и поставить на место, где мусорщики будут вывозить мусор. Без нее телевизор будет стоять вечно. Удивительное явление – хикикомори  (их иногда называют хикки, но не путать с хиппи) – это люди, отказавшиеся от социальной жизни. Они не работают, сидят дома и живут за счет родителей или получают пособие по безработице. 7% мужчин в Японии – хикикомори.

Наши гости могут показаться людьми беспечными, и на то есть основания. Дело в том, что в Японии крайне редко запирают машины, велосипеды не пристегивают, когда оставляют их на ночь, в метро можно забыть сумочку, а потом кто-то ее отнесет в бюро находок. Здесь никто не ворует, поэтому японцы редко следят за своими вещами.

Именно по этой причине они попадают в неприятные ситуации, находясь за границей. Но, отправляясь за рубеж, у японцев принято покупать специальную страховку – на случай утери имущества. Справок или милицейских протоколов для получения компенсации по возвращении не требуют, страховщики верят своим клиентам на слово.

Долой дырявые носки

Не стоит удивляться, увидев на лице у гостей из Страны восходящего солнца медицинскую маску. Она у японцев стала чуть ли не элементом национального костюма. Ее носят все: от продавцов в киосках до офисных клерков и студентов-модников. Дело не в городской пыли, не в чрезмерном опасении заразиться от незнакомца или знакомца.

Просто японец очень боится простудиться – у них не принято уходить на больничные. По статистике, офисные работники пропускают работу из-за болезни всего лишь два (!) дня в году.

Шокировать своим внешним видом болельщики из Японии могут многих. Дело в том, что к моде они относятся исключительно серьезно, причем обычно поиск идет во множестве направлений, для европейцев порой просто загадочных. Например, в среде подростков процветает мода на кривые зубы. И лучше не думать, на какие жертвы они идут, чтобы оказаться в тренде.

Особая мода среди японских девушек – иметь черное лицо. Для достижения цели используется даже автозагар. Исповедующие этот стиль (Гангуро) предпочитают также экстремальный яркий макияж, яркую одежду и светлые волосы. Впрочем, подростки и модницы-прелестницы вряд ли составят основной отряд поклонников национальной сборной. Но и взрослые вполне могут поразить волгоградцев манерами. Например, есть лапшу, шумно прихлебывая бульон, – в порядке вещей. Только так можно получить максимум удовольствия, считают они.

Страна, славящаяся хорошими манерами, способна удивлять по-разному. Но есть и традиции, которые мы полностью разделяем. Европейцы, к примеру, часто шокируют россиян тем, что, войдя в дом, не снимают обувь. А вот у японцев, как и у нас, это принято.

Правда, объяснения этому обычаю разные. Они это делают, чтобы не испачкалась циновка, на которой сидят во время приема пищи. Кроме того, разуваются во многих медучреждениях, большинстве ресторанов. Поэтому японцы всегда следят, чтобы их носки не были дырявыми.

Угостим гостей «икурой»

Деликатность жителей Страны восходящего солнца нужно принимать во внимание в любой ситуации. Если японец не хочет выполнять вашу просьбу, он никогда не скажет «нет». Варианты ответа будут такими: а) подумаю, как вам помочь; б) вы задали непростую задачу, и она требует времени на раздумья. При таком развитии событий на ответ можно не рассчитывать.

Чего еще могут не одобрить официанты волгоградских кафе и ресторанов – отсутствие у японцев традиции давать чаевые. Они считают: уж если вы платите за оказанную услугу установленную цену, то вы равны с продавцом. Накидывая на означенную цену сверху, вы тем самым можете обидеть хозяина. По их мнению, это будет считаться подачкой.

Загадочная сцена может произойти в отеле при заполнении формуляров. Дело в том, что вместо подписи в Японии ставят специальную именную печать – ханко. Такая печать есть у каждого японца, и ею пользуются много раз в день. Причем ее можно купить в любом магазине. Наверняка гости прихватят этот столь нужный в хозяйстве предмет с собой, и реакцию портье на такую «роспись» трудно будет предугадать.

Карате, харакири, самурай… Это несколько примеров заимствований из японского. Но и у наших дальневосточных соседей есть словечки из русского, которые, понятно, произносятся в соответствии с их речевыми особенностями. Слова «икура» («икра») и «норума» («норма») перекочевали в лексикон японцев из русского.

Еще есть смешное выражение «ву народо» («в народ»). Принято считать, что оно досталось от Александра II. А вот какие слова достанутся гостям из Страны восходящего солнца на этот раз, какие воспоминания увезут из города-героя, это зависит и от нас. Коллега, фотограф Геннадий Бисенов, не раз бывавший в Японии, вот что рассказал об особенностях менталитета.

– Прежде чем звонить по телефону, японец спрашивает эсэмэской, может ли он тебя побеспокоить, – поделился Геннадий. – Народа более деликатного я не встречал. Думаю, им у нас все понравится, потому что они живут на абсолютном позитиве. Даже если что и не так – не скажут, все равно поблагодарят. Вот только не представляю, как они переживут, если кто им на ногу наступит или если мусор на улице где увидят. Так что хорошо бы поберечь жизнь и здоровье дорогих гостей.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях