Анатолий Бакулин: «Нужно найти новые точки роста»

Промышленник с большим опытом, заместитель председателя Волгоградской областной думы, председатель НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» Анатолий Бакулин рассказал, как новые законы помогут местной промышленности в условиях вступления России в ВТО, как нужно «заманивать» инвесторов и что будет делать региональный бизнес, если вдруг нахлынет новая волна экономического кризиса.

Потенциал есть

– Анатолий Васильевич, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в регионе? Какой эффект будут иметь новые законы о залоговом фонде, о технопарках и ряд других?

– Экономика региона развивается. Принятые недавно поправки к основному финансовому документу региона призваны сбалансировать доходную и расходную части бюджета.

Нам предстоит доработать законодательную базу, чтобы инвесторы охотнее шли в область и у предприятий появились новые возможности для получения господдержки. Это позволит открыть новые производства, а значит, пополнить казну дополнительными доходами.

Порядка 30 процентов производственных площадей сегодня не задействованы. Они представляют собой значительный потенциал для роста. Поэтому было принято решение пересмотреть законодательство об областных агропромышленных, туристско-рекреационных, индустриальных, технологических парках. Эти инициативы помогут модернизировать и развивать производства, а также создавать новые предприятия.

Чтобы помочь бизнесу с получением необходимых финансовых средств, нужно принять закон о залоговом фонде. Часто бывает, что у предприятий есть перспективные и амбициозные проекты, но банки отказывают в кредите из-за отсутствия залога. Такая мера станет хорошим примером государственно-частного партнерства.

– Сегодня основная задача – это повышение доходной части бюджета. Что нужно сделать для этого?

– За последние пять лет доходная часть бюджета выросла на 68 процентов. Однако расходы растут еще быстрее, как результат – 15-процентный дефицит.

Актуальная задача – ликвидировать дисбаланс и сформировать бюджет развития. Нам нужно обозначить точки роста, за счет которых область получит дополнительные источники дохода. Следующий этап – оптимизация текущих бюджетных расходов.

Первой точкой роста должно стать машиностроение. Развитие этой отрасли станет локомотивом для смежников – энергетиков, металлургов, химической промышленности и т. д.

– Наш регион всегда был аграрным. Может ли развитие АПК стать еще одной точкой роста?

– Безусловно. Волгоградская область занимает лидирующие позиции по производству овощей. А вот перерабатывающая отрасль у нас практически не развита. Необходимо открывать новые консервные заводы, ведь от этого выиграют и селяне, и потребители, которые получат высококачественные, экологически чистые продукты питания. Сегодня уже реализуются проекты строительства предприятий по переработке бахчевых культур, выработке пектина, классического консервирования. Главное, чтобы программы развития были эффективными. Инвестором не должно быть одно государство. Частник десять раз отмеряет, прежде чем что-то вложить.

Третья точка роста – развитие строительной индустрии. Отрасль находится в непростом положении, необходим приток инвестиций, новые работающие механизмы поддержки. Потенциал у строителей огромный, особенно в сегменте жилья эконом-класса. А это инвестиции в человека, в поддержку семьи.

Июльские веяния

– С 1 июля ликвидируется таможенный пост Волгоградской таможни. Как это скажется на экспортно-ориентированных компаниях и тех, кто регулярно получает таможенные грузы?

– Наш регион развивается, у нас самый крупный товарооборот в ЮФО. При условии отсутствия торговых границ с Казахстаном объем грузов еще больше вырастет. Решение убрать таможенный пост в регионе выглядит, по меньшей мере, нелогично. Если мы работаем над улучшением инвестиционного климата, разве можно лишиться таможни – одного из важнейших преимуществ.

Именно поэтому и Волгоградская областная дума, и правительство региона при поддержке наших коллег в Госдуме и Совете Федерации, делают все возможное, чтобы отменить принятое решение о ликвидации таможенных постов. Уверен, нам удастся отстоять свою позицию.

– Также с 1 июля повысились тарифы на электроэнергию для населения и предприятий. Как можно снизить негативное влияние удорожания энергоносителей на экономику региона?

– Действительно, высокие тарифы являются сильным сдерживающим фактором в развитии экономики региона. Часто именно этот вопрос останавливает инвесторов. Они обращают внимание на то, что у нас высокий коэффициент перекрестного субсидирования. То есть промышленность компенсирует часть затрат наcеления на оплату электроэнергии. Считаю такую ситуацию несправедливой. Мы готовимся к вступлению в ВТО, и в таких условиях предприятия работать не могут. На них ложится слишком большая нагрузка.

Кроме того, у нас подсоединение к электросетям требует таких значительных инвестиций, что часто проекты становятся нерентабельными.

Хочу отметить, что мы, промышленники, находим поддержку в правительстве области и у губернатора. В частности, согласовали создание общественного экспертного совета при управлении по региональным тарифам. Этому органу предстоит провести большую работу, решать с энергетиками наиболее острые проблемы.

– В связи с этим особенно актуально развивать энергосбережение. Насколько активно предприятия разрабатывают и внедряют собственные программы энергоэффективности?

– У нас в регионе действует программа энергосбережения, в соответствии с ним мы в течение 2011 и 2012 года проводили аудит на всех предприятиях. Конкуренция заставляет снижать издержки производства. Поэтому практически повсеместно внедряются новые технологии.

Кстати, в областном ежегодном конкурсе «Инженер года-2012» победил специалист «Волжского трубного завода», разработавший и внедривший на предприятии программу повышения энергоэффективности.

Время работает на нас

– Как вы оцениваете наши силы в условиях вступления в ВТО?

– Россия уже почти 20 лет готовится к вступлению в ВТО. И если опять дадут отсрочку, то ничего не изменится. Убежден, что время вступления в мировой торговый «клуб» выбрано правильно. Мы должны работать на тех же условиях, что и другие страны.

Да, требования строгие. И перед областными законодателями, правительством региона стоит задача скорректировать промышленную политику таким образом, чтобы местные предприятия имели возможность увеличивать производительность труда, обновлять основные фонды, внедрять инновационную составляющую. У нас должны быть очевидные конкурентные преимущества. Одно из них – квалифицированные рабочие кадры, люди с отличным техническим образованием и опытом. Уверен, что мы сможем использовать человеческий потенциал.

– Сегодня многие боятся новой волны экономического кризиса. Насколько к нему готова региональная промышленность? Будет ли учтен опыт 2008 года?

– Если вспомнить события 2008 года, то больше всего проблемы было с финансированием предприятий. Банки должны работать стабильно, не пересматривая долгосрочные договоры кредитования.

В любом случае прошлый кризис многому научил нас. Региональные предприятия сумели переоценить свои возможности, выявить узкие места: оптимизировали руководящий состав, вышли на новый уровень производительности труда. В условиях вступления в ВТО появляются новые перспективные возможности для сбыта продукции в других странах, поэтому нужно постоянно работать над конкурентоспособностью, чтобы увереннее чувствовать себя на мировом рынке.

– Региональные власти готовы предложить механизмы стабилизации?

– Конечно, для этого совершенствуется законодательная база, создаются общественные советы при профильных министерствах областного правительства, проводятся публичные слушания проектов. Разрабатываются новые меры финансовой поддержки предприятий, механизмы обновления устаревших фондов. Для ряда производств предусмотрено льготное налогообложение.

Считаю, что акцент региональных властей на активное взаимодействие с промышленниками абсолютно правильный. Именно заводы обеспечивают 58 процентов поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области.

Для налаживания взаимодействия власти и бизнеса в этом году был подписан очень важный документ – Соглашение о сотрудничестве правительства Волгоградской области и областного Совета директоров предприятий и организаций. Документ предусматривает сотрудничество сторон при формировании промышленной политики, направленной на рост производства, повышение его эффективности, модернизацию предприятий и внедрение новых технологий. Уверен, что такая совместная работа даст результат.