Арбуз De Luxe

Производство арбузов в Волгоградской области может сойти на нет из-за наводнения рынка дешевыми и низкокачественными бахчевыми из Китая и Турции. Спасти отрасль поможет создание брэнда «Волгоградский арбуз», благодаря которому высококачественная волгоградская продукция сможет отстроится от конкурентов.

Сахарное преимущество

Странные дела творятся с нашими волгоградскими арбузами. Об их существовании в России мало кто знает. Зато на рынках и в магазинах повсюду арбузы астраханские. Хотя должно быть наоборот. Начнем с того, в нашем регионе под эту ягоду занято 70 тыс. гектаров земли – примерно половина российского бахчевого клина. А в Астраханской области арбузами засеяно лишь 6 тыс. га. При этом качество волгоградской продукции значительно выше астраханской. Об этом на «круглом столе», посвященном проблеме создания волгоградского арбузного брэнда, рассказала директор ГНУ «Быковская бахчевая селекционная станция» Татьяна Колебошина.

Дело в том, что в Астраханской области и земли не те, и технологии выращивания заточены под скороспелую продукцию – а это излишнее применение удобрений, препаратов против болезней и вредителей. По сахаристости и питательности арбузов «астраханцы» также далеко отстали от «волгоградцев». Их ягоды содержат в себе 8-10% сухих веществ, а наши – 12-16!

Единственное в чем астраханский арбуз перещеголял волгоградский – наличие и раскрученность собственного брэнда. Он так и называется «астраханский арбуз» и позиционируется по месту происхождения продукции. Кстати, другой возможности отстроить арбузную продукцию от конкурентов попросту не существует: на глазок покупателю в этом деле не разобраться.

Спасите от импорта

Как отмечалось на круглом столе, выращивать арбузы в Волгоградской области умеют – берут и урожаем, и качеством. Вот только все больше сладких и вкусных ягод остается лежать на полях, все ниже спрос на них российских покупателей.

Участники круглого стола связывают это с наплывом в страну импорта из Китая и Турции, где весь год тепло и арбузы получаются исключительно дешевыми.

– Как бы то ни было, но еще 2-3 года назад продукцию с наших полей оптовые покупатели более или менее разбирали, – говорит начальник отдела сельского хозяйства администрации Быковского района Владимир Литвинов. – А сейчас просто беда. Площадь под бахчевые увеличилась, но только этим падение спроса не объяснишь. На рынок давит импорт. Москва уже завалена арбузами из Китая и Турции.

– Рассчитывать на качество и даже безопасность китайской продукции вряд ли приходится, – объясняет Татьяна Колебошина, – там собирают по два урожая. Значит, им приходится сыпать больше удобрений, а чтобы обеспечить сохранность при дальней перевозке потребуется дополнительная химическая обработка.

С другой стороны, покупатели и рады были бы приобрести волгоградские арбузы – вкусные и полезные, и даже давать за них более высокую цену. Но как разобраться во всех этих арбузных хитросплетениях? Ответ – нужен территориальный брэнд, узаконенная и защищенная маркировка продукции.

Именно таким путем пошли астраханцы. Еще в 2006 году они запатентовали торговую марку «астраханский арбуз», а уже на ее основе был раскручен мощный одноименный брэнд. Напомним, что брэнд – это эмоциональная оценка потребителем продукции, связанная с ощущением ее качества. Астраханцам не понравилось тогда, что под их маркой в российских регионах стали продавать арбузы других производителей. В результате была придумана голографическая наклейка, с надписью «Астраханский арбуз».

Однако волгоградские производители предлагают несколько иной путь. Если под понятие «Астраханский арбуз» попадает только один сорт – «Астраханец», то в нашем регионе предпочтительнее культивировать несколько сортов. Кроме общего брэнда потребуется отдельная «сортовая» раскрутка. Например, самыми сахаристыми и вкусными сортами являются «Память Холодова» и «Волгарь». Но кто из потребителей о них знает? И даже перекупщики отказываются закупать эти арбузы по заниженным ценам по причине «нераскрученности».

– «Волгарь» самый вкусный сорт, – рассказывает фермер из Иловлинского района Ирина Сорокина, – но его подводит непривычный цвет кожуры – белый как бумага. Посеяла я «Волгаря» 12 гектаров, надеялась, что покупатель клюнет на его отменные вкусовые качества, но арбузы так и остались лежать на полях...

По единому стандарту

Правда и некоторые волгоградские производители сладкой ягоды порой грешат чересчур интенсивными технологиями, пересыпают удобрения и химикаты. Из-за этого арбузы теряют качество и даже становятся небезопасными для потребителя. От этого может пострадать и репутация волгоградского арбузного брэнда. Идеальным решением могло бы стать создание единого стандарта качества, который бы определял принадлежность к торговой марке «Волгоградский арбуз», выстраивал ее имидж, а главным конкурентным преимуществом нового бреда стало бы качество продукции.

По мнению участников круглого стола, тысячи производителей арбузов Волгоградской области вряд ли могут решить, как и на какие средства создавать новый региональный брэнд. Это дело властей самого высокого уровня и профессиональных маркетологов. По слухам, раскрутка «Астраханского арбуза» обошлась в 3 млрд рублей. Но отдача от этого есть. Волгоградские крестьяне могут обратиться к губернатору Анатолию Бровко, чтобы он ускорил процесс, поддержал идею деньгами. Тем более, что еще год назад с таким предложением выступил первый вице-премьер России Виктор Зубков.

КСТАТИ

Тем временем, арбузный сезон в Волгограде в самом разгаре. И если кто-то из продавцов скажет вам, что на его прилавке арбузы из Астрахани – не верьте: Последние были убраны с полей до начала августа. Сейчас в городе-герое царит исключительно местная продукция.

По оценке директора ГНУ «Быковская бахчевая селекционная станция» Татьяны Колебошиной сейчас практически вся продаваемая в Волгограде продукция соответствует требуемому уровню качества. Если арбуз на прилавке крупный, значит, его поливали из дождевальных установок. С точки зрения нитратов, это безопасно. Если он мелкий и светлого цвета – выращен без подкормки и полива на богарных землях. Если же мелкий, с зеленцой и глянцевым отливом – поливной, но второго сбора. Покупать такой тоже можно без опаски: удобрения под второй сбор никто не сыпет.

Поделиться в соцсетях