Банкам могут разрешить блокировать платежи

Банкам могут разрешить блокировать платежи
Госдума приняла в первом чтении законопроект (№ 296412-7), который даст банкам право приостанавливать подозрительные платежи на 2 дня. Предполагается, что закон должен защитить пользователей от киберворов. Однако предприниматели отрицательно отнеслись к инициативе, полагая, что в случае принятия законопроекта банки получат серьезный инструмент контроля над фирмами.

В 2017 году Волгоградская область вошла в общероссийский тренд: предприниматели массово жаловались на необоснованные блокировки банками счетов, на которых у компаний находились крупные суммы. Счета блокировались из-за подозрений в отмывании денежных средств. Коммерсантам приходилось нести финансовые потери, доказывая банку законность своей деятельности.

Новые поправки, если их примут, разрешат банкам приостанавливать переводы, а также действие банковских карт на срок до двух дней. Это будет возможно, если у банка возникнет подозрение, что деньги переводятся без согласия клиента. После блокировки перевода сотрудник банка должен незамедлительно связаться с гражданином по телефону, а с фирмой – по каналам электронной почты. Если связаться не удалось, то через два дня платеж будет исполнен. Под действие закона не попадут платежи в адрес бюджета.

По каким критериям банки будут присваивать транзакциям статус подозрительных, законопроект предлагает решить самим финансовым учреждениям. А чтобы не допустить злоупотреблений, общий свод правил для всех банков выпустит регулятор – ЦБ РФ. Проект закона предусматривает порядок возврата средств плательщику, но только если будут отсутствовать договоры, счета-фактуры, накладные и другие документы.

Все подозрительные транзакции будут направляться в ЦБ и заноситься в специальный список.

– Законопроект позволит снизить число несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, а также предотвратить потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Его разработчики ссылаются на статистику ЦБ РФ: в 2016 году банки направили регулятору информацию о 717 несанкционированных списаниях со счетов компаний на 1,89 млрд рублей. Предотвратить списание удалось лишь в 50% случаях. Прогнозы регулятора неутешительны: возможен дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и интернет-банки.  

– Мы видим, что мошенники объединяются, создают разветвленные транснациональные группировки, что в будущем будет способствовать росту числа несанкционированных операций, – говорится в пояснительной записке.

Однако ряд предпринимателей и экспертов скептически отнеслись к этой законодательной инициативе. Зампредседателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Сергей Катасонов высказал опасение, что заморозка средств в банках может привести к убыткам компаний. С этим мнением согласна и предприниматель, директор Волгоградского завода декора Ольга Ермаченко, которая считает, что задержка платежей даже на два дня критична для компаний.

Руководитель волгоградского композитного завода Руслан Морозов говорит об этом же, причем он обращает внимание, что подтверждение сведений отвлекает от производственной деятельности. Так, на основании недавних указаний ЦБ по крупным контрактам банки стали запрашивать документы, их сканирование и передача занимают много времени. Для самих же банков, по мнению Морозова, задержка средств клиентов на счету выгодна: банки играют финансовыми активами. 

– В принципе сама идея защиты компаний от мошенников хороша, но любую идею можно испортить, – считает Ермаченко. – Вопрос в том, как этот закон будет реализован на практике. Например, летом наше производство работает интенсивно и задержка поставок комплектующих на два дня обеспечит соответствующий простой производства.

Региональный бизнес-омбудсмен Ольга Устинова отмечает, что банки сегодня стали подменять контрольно-надзорные органы.

– Это неправильно, банк должен кредитовать и обслуживать, поддерживать экономику, инвестировать. Контроль – это не свойственная ему функция, для этого есть масса других контролирующих органов, – напомнила омбудсмен. – То, что сейчас происходит с блокировкой счетов, – это барьеры для бизнеса, причем некоторые банки некорректны по отношению к своим клиентам. И если в 2016 году у меня не было ни одного обращения с жалобами на деятельность банка, то в 2017 году официально зарегистрировано 5–6 обращений, неофициальных жалоб больше.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях