Банки стали отказывать компаниям в обслуживании в обход «черных списков»

Банки стали отказывать компаниям в обслуживании в обход «черных списков»
Таким образом они ответили на запуск во второй половине апреля механизма реабилитации добросовестных клиентов.

Вновь введенная процедура исключения банковских клиентов-отказников из так называемого «черного списка» (списка компаний, которым отказано в обслуживании из-за подозрений в причастности к незаконной легализации денежных средств. – Прим. ред.) привела к новым проблемам, пишет газета «Коммерсантъ».

Чтобы не связываться с утомительным процессом реабилитации, банкиры стали все чаще отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг. Однако самому клиенту никто не сообщает его статус. В результате выяснить, что происходит, можно только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию или открыть счет в других банках. Если клиент в списке, то отказы будут следовать один за другим.

Напомним, в 2017 году коммерческие банки, ссылаясь на нормы федерального «антиотмывочного» закона № 115-ФЗ,  стали массово отказывать подозрительным компаниям в проведении операций и вносить их в «черные списки». Коммерсанты, попавшие в них случайно, фактически лишались возможности вести бизнес, так как получали отказы в обслуживании и в других банках.

Это вызвало массу недовольства, и регулятор – ЦБ РФ – вынужден был разработать механизм исключения добросовестных компаний из «черного списка». Процедура реабилитации включает несколько этапов. На первом клиент обращается в сам банк и просит исключить его из списка, подтверждая свою добросовестность. В случае, если банк отказывает, обращение рассматривает комиссия ЦБ и Росфинмониторинга.

Как отмечает «Коммерсантъ», обходной маневр банков – это своего рода «недоотказы», которые нигде не фиксируются, так как большинство клиентов – физлиц не настаивает на документальном закреплении. Банк имеет полное право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно и как исправить ситуацию, и пользуется этим, чтобы расстаться с подозрительным гражданином.

В итоге, по словам участников рынка, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% от общего количества отказов.

– Гражданину, которому отказали сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из «черного списка», придется проходить реабилитацию в каждом из них, – цитирует «Коммерсантъ» сопредседателя комитета по ПОД/ФТ Ассоциации российских банков Алексея Тимошкина.

 

– При этом зачастую установить, является ли отказ следствием внесения клиента в ЧС по № 115-ФЗ, либо же банк руководствуется некими собственными соображениями и внутренними регламентами, либо он усмотрел наличие признаков сомнительности операций и отказывает, не информируя при этом Росфинмониторинг, невозможно, – говорит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. – Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, но далеко не всегда это приносит результат.

 

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях