Бюджетный тонус

Свыше 2 млрд рублей регион сэкономил в 2015 году за счет оптимизации закупок, замещения коммерческих кредитов и сокращения затрат на чиновников

Бюджетная политика Волгоградской области в 2015 году претерпела существенные измения. Экономические трудности и жесткий прогноз развития ситуации на предстоящие периоды потребовали сокращения расходов и оптимизации долгов. Впрочем, эта работа в регионе началась задолго до кризиса – порядок с финансами начал наводить новый глава региона Андрей Бочаров еще с 2014 года. В результате впервые за 15 лет в прошлом году в Волгоградской области был принят профицитный бюджет.

В 2015 году в рамках реализации региональной бюджетной политики удалось выполнить основную поставленную задачу – сохранение финансовой стабильности региона. Наверное, основным достижением стало принятие профицитного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Такого результата региону удалось достичь впервые за 15 лет. Заместитель губернатора – председатель комитета финансов Александр Дорждеев последовательно шел к принятию профицитного бюджета, задачу по его оптимизации губернатор Андрей Бочаров поставил еще в апреле 2014 года – сразу после начала работы на посту главы региона.

Напомним, доходы областной казны в 2016 году прогнозируются на уровне 75,3 млрд рублей, расходы – 71,1 млрд рублей, профицит – 4,3 млрд рублей. В 2017 году доходы утверждены в объеме 66,5 млрд руб­лей, в 2018 году – 73,6 млрд рублей. Расходы на 2017 год составят 61,4 млрд рублей, 2018 год – 70,6 млрд рублей. На плановый период бюджет также принят бездефицитным.

В последние годы бюджет региона не был сбалансирован, в 2014 году дефицит 20,1?% к объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, в том числе 2,9 млрд рублей за счет приватизации госпредприятий. На покрытие дефицита ранее привлекались коммерческие кредиты под 8–10?% годовых, выплаты по ним доходили до 400 млн рублей в год. При этом расходная часть бюджета не могла гарантировать выполнение всех финансовых обязательств, в апреле 2014 года была реальная угроза задержки выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Предпринятые администрацией действия – работа по повышению эффективности налоговых поступлений, отсрочка возмещения переплаты по налогу на прибыль крупнейшим налогоплательщикам позволили переломить негативную тенденцию. Уже по итогам 2014 года дефицит бюджета региона возвращен к параметрам, допустимым Бюджетным кодексом РФ (14,81?%), наметилась тенденция сокращения кредиторской задолженности консолидированного бюджета (с 9,8 млрд рублей до 7,7 млрд рублей).

В 2015 году регион продолжил работу по поддержанию сбалансированности бюджета. Одним из ключевых моментов в этом отношении стало замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными. В 2014–2015 годах федеральный центр выделил Волгоградской области 13,6 млрд рублей под символические 0,1?%. Эти средства были направлены на погашение коммерческих кредитов, которые в докризисные времена регион брал под высокие проценты. Снижение долговой нагрузки и дефицита казны субъекта – одни из главных условий получения федеральных займов.

Повысить доходы

В структуре госдолга продолжаются позитивные изменения. По итогам 2015 года доля бюджетных кредитов ожидаемо вырастет до 35,4?%, доля коммерческих – снизится до 27,9?%. Экономия на обслуживании госдолга – более 1 млрд рублей.

Долговая нагрузка по рыночным обязательствам бюджета за полтора года снизилась с 59 до 50?%, а значит, повысилась устойчивость регионального бюджета.

В минувшем году администрация региона планомерно работала над обеспечением поступлений в областную казну. Ежеквартально осуществлялся мониторинг налоговых доходов, проводилась адресная работа с предприятиями. Итог – УФНС России по Волгоградской области сообщило о росте поступлений за 9 месяцев 2015 года – на 1,7 млрд рублей.

А вот областным расходам «прописали» режим жесткой экономии. Для обеспечения концентрации ресурсов на приоритетных направлениях главными распорядителями бюджетных средств было поручено продолжить все начатые в 2014 году оптимизационные мероприятия.

Экономить на власти

Эффект от этого удалось получить значительный – объем высвободившихся средств составил порядка 650 млн рублей. Эти деньги направлялись на погашение кредиторской задолженности прошлых лет и повышение оплаты труда работников бюджетной сферы – в целях достижения целевых показателей, установленных Указами Президента РФ.

Как говорят эксперты, выровнять финансовую ситуацию в регионе и обеспечить баланс областной казны во многом помогла тотальная экономия на статьях, связанных с расходами на власть. В прошлом году Андрей Бочаров распорядился уменьшить ежемесячное денежное содержание на 10?% себе и своим заместителям и отменить индексацию окладов чиновникам. Депутаты – также с подачи губернатора – лишись «золотых парашютов» и возможности работы в облдуме на постоянной основе, то есть за зарплату. Теперь бюджет содержит лишь руководство регпарламента – рядовые законодатели трудятся на общественных началах. «Властная оптимизация» позволила сократить затраты на содержание чиновников на 100 млн рублей.

Политика экономии продолжится и в 2016 году, отмечают в областном комитете финансов. Уже известно, что индексация денежного содержания гражданских служащих и лиц, замещающих госдолжности, законодательно приостановлена в регионе вплоть до 1 января 2018 года. Высвобождающиеся средства будут направляться на социально значимые статьи.

– Очень важно сохранить социальную направляющую бюджета, – считает Александр Дорждеев. – Но делать это надо не путем бездумного увеличения расходов на финансирование «социалки», а поддерживая и оказывая помощь тем, кто действительно в ней нуждается. Причем, поддержка эта должна быть весомой. Первый и главный шаг в этом направлении в 2015 году сделан – это принятие Социального кодекса.

Начатую работу по обеспечению сбалансированности бюджета, оптимизации расходов и повышению эффективности доходов регион будет продолжать. Планируется, что к 1 января 2019 года долговая нагрузка бюджета снизится до 46,8?% от уровня доходов. Именно такую политику Президент России Владимир Путин советует проводить всем субъектам РФ.

– Региональным бюджетам дополнительно выделены средства на изменение структуры долгов субъектов, чтобы они могли перей­ти на бюджетные кредиты, ставка по которым в разы меньше. В 2016 году регионы получат еще 310 млрд рублей на эти цели – на изменение структуры долгов, – отметил Владимир Путин в ходе традиционной пресс-конференции в декабре прошлого года. – При этом необходимо жестко контролировать госзакупки.

Выполнение как раз последней задачи Андрей Бочаров обозначил приоритетом на 2016 год.

– Президент поставил задачу ужесточить контроль за движением государственных средств, – подчеркнул губернатор на совещании с силовиками. – Мы с вами на протяжении полутора лет ведем эту работу как приоритетную. Сегодня в регионе продолжается наведение порядка во всех ключевых сферах. В бюджет региона возвращаются сотни миллионов рублей, государственная и муниципальная собственность. Каждый бюджетный рубль мы должны поставить на учет.

Контроль по всем статьям

И результаты уже есть. Так, контроль за проведением госзакупок позволил сэкономить в 2015 году около 1,2 млрд рублей.

Еще одно направление – сокращение издержек и затрат на содержание областного имущества. По утвержденной депутатами программе приватизации предполагается продать более 30 объектов – здания овощебаз, мастерские, лабораторные корпуса, гаражи и др. Большинство из них не используется по назначению и пустует, их содержание – бремя областного бюджета. Приватизация поможет от него избавиться.

Но предприятия, которые могут обеспечить бюджету стабильный доход, наоборот, будут развиваться. Напомним, в 2014 году Андрей Бочаров остановил приватизацию «Волгофарма» и «Зари». Теперь эти ГУПы приносят бюджету налоги и выполняют важную социальную функцию.

В целом, проводимая в финансовой сфере региона комплексная работа поможет сохранить бюджетную устойчивость в 2016 году.

– При любом прогнозе и любом развитии событий в областном бюджете будут предусмотрены все необходимые ресурсы для выполнения публичных нормативных обязательств, сохранения существующих программ, а также финансирования важнейших проектов, по которым были приняты решения, – полагает Александр Дорждеев.

И пока многие регионы России балансируют на краю финансовой пропасти – например, соседнюю Астраханскую область из?за рекордной закредитованности грозят вот-вот объявить банкротом – Волгоградская область постепенно оздоравливает свой бюджет, реализуя взвешенную экономическую политику.

Финансы любят порядок, не устают повторять специалисты. По их мнению, именно этого – грамотной бюджетной стратегии – региону остро не хватало в последние годы. Учитывая, что такая работа только началась, новые результаты в виде сокращения неэффективных трат и повышения доходной базы казны еще впереди.

Фото Сергей Григоренко