Через возрождение реки к развитию регионов

Через возрождение реки к развитию регионов
Владимир Путин на президиуме Госсовета в Волгограде предложил сделать водные пути драйвером экономики

В понедельник 15 августа Владимир Путин провел в Волгограде выездное заседание президиума Госсовета РФ по вопросам развития внутренних водных путей. По мнению экспертов, выбор именно Волгоградской области в качестве места проведения мероприятия совсем не случаен и говорит о повышении статуса региона, в том числе как территории, имеющей особое стратегическое значение в транспортной сфере.

На особом положении

Участниками заседания Госсовета стали чиновники федеральных ведомств и главы регионов, чьи экономические интересы связаны с развитием речных путей. Перед началом заседания Владимир Путин оценил выставку «Водный транспорт – задачи настоящего, перспективы будущего». В экспозиции, размещенной в акватории Волги, представили макеты современных речных судов пассажирского и товарного назначения и проекты Багаевского и Нижегородского гидроузлов, которые названы точками роста ВолгоДонского судохождения.

– Мы собрались в Волгограде, на берегу Волги, неслучайно, – отметил Владимир Путин. – На повестке дня – вопрос развития внутренних водных путей России, проблема важная как для Поволжья, так и для всей России.

Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам страны, в этих областях проживает 80 % населения России и производится до 90 % внутреннего валового продукта, подчеркнул президент.

Новые стимулы

До развития железнодорожного строительства водные пути оставались основными магистралями для перевозки грузов и пассажиров. Сегодня реки и каналы продолжают обеспечивать торговые контакты между регионами, однако ежегодно индустрия речных грузоперевозок терпит миллиардные убытки из-за снижения грузооборота. Все чаще перевозчики предпочитают пользоваться автомобильными или железнодорожными магистралями для доставки груза. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, с экономической точки зрения это необоснованно.

– Один речной состав грузоподъемностью 8 тыс. тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей, – рассказал министр.

Автомобильные дороги загружены перевозчиками, при этом направления автоперевозок совпадают, как правило, с направлениями водных путей. Правительство уже несколько лет работает над переориентацией грузов на внутренние водные пути. В частности, введен запрет на перевозку грузов тяжеловесами по автотрассам, в обход внутригородских магистралей пускают многотоннажные фуры.

В Волгограде Максим Соколов заявил о новом варианте стимулирования речных грузоперевозок.

– Период речной навигации совпадает с периодом повышения нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, – напомнил министр. – В рамках уже принятых решений, используя систему «Платон», возможно стимулирование речных грузоперевозок путем повышения тарифа на автодорогах. Это будет оправдано в период речной навигации, с апреля по ноябрь.

Соколов отметил, что в летний период пик нагрузки приходится также и на железные дороги, поэтому необходимо проработать отмену скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом.

Круизы будут возрождать

На пути развития внутреннего водного грузового и пассажирского сообщения стоит еще одна проблема – серьезные инфраструктурные ограничения. Речь в первую очередь идет о снижении глубины водных путей, маловодье и отсутствии развитой причальной инфраструктуры.

– Именно маловодье стало причиной разделения Волги и Нижнего Дона на разные судоходные участки, – подчеркнул Владимир Путин. – Мы разговаривали об этом с волгоградским губернатором (Андреем Бочаровым. – Прим. ред.), в этом году вроде уровень воды в реках приличный, но так бывает далеко не всегда.

В середине 2000-х из-за снижения глубины волго-донских водных путей утратили популярность круизные туры из Петербурга и Москвы по направлению к Югу России. Восстановлению этих проектов по итогам Госсовета принято решение уделить приоритетное внимание.

Новой точкой роста регулярного речного пассажирского и торгового сообщения отраслевые чиновники российского правительства назвали строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов. По итогам Госсовета также принято решение рассмотреть предложение Минтранса РФ о введении 15-дневного безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Россию через аэропорты городов со статусом крупных речных портов – Казань, Ростов, Астрахань, Волгоград.

Транспортный узел федерального значения

Эксперты считают, что проведение заседания Госсовета в Волгограде укрепляет статус региона как партнера Федерации в крупных инфраструктурных проектах.

Выбор города, который является портом пяти морей, в качестве площадки для обсуждения развития водных путей в очередной раз подтверждает, что федеральные власти рассматривают Волгоград как транспортный узел всероссийского значения.

Кроме того, вопрос развития речного сообщения напрямую увязан с якорными отраслями волгоградской экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговая логистика напрямую зависят от речных путей. Именно эти сферы включены в программу комплексного развития территорий, о которой заявлено в долгосрочной стратегии развития Волгоградской области, принятой губернатором Андреем Бочаровым. К тому же разгрузка дорог и перевод транспортных потоков на реки отлично вписываются в комплексный план губернатора по освобождению Волгограда от транзитных фур, разбивающих городские дороги.

Главный редактор еженедельника «МК в Волгограде», член Клуба экспертов Волгограда Евгений Калинин отмечает и политическую подоплеку в выборе федеральными чиновниками места проведения заседания Госсовета.

– Изначально в качестве площадки для проведения выездного заседания Госсовета называли другой волжский город – Астрахань, однако ситуацию переиграли в пользу Волгограда, – отмечает эксперт. – Такой ход можно трактовать как признак доверия руководства страны к областным властям. Очевидно, что федеральный центр одобряет стратегию

развития Волгоградской области, призванную реализовать ее мощный экономический потенциал.

Особый символизм заключается в том, что Путин именно в Волгограде говорил о значимости российских рек и отдельно заострял внимание на судьбе Волге, крупнейшей реки Европы.

Дороги плюс аэропорт

Перед вылетом из Волгограда Владимир Путин осмотрел новый терминал аэропорта, который был открыт 10 августа 2016 года. Он рассчитан на обслуживание до 300 человек в час и построен в рамках подготовки к мундиалю 2018 года. Также президенту показали макет комплексной модернизации воздушной гавани города-героя – окончательный ее облик после всех этапов реконструкции. Особое внимание было уделено передовым системам безопасности, которые применяются в волгоградском аэропорту. Так, президенту показали работу инновационной мобильной системы рентгеновского контроля «Дозор», созданной на основе отечественных технологий.

Кстати, в аэропорт Путин проехал по основным шоссе и развязкам, которые также отремонтированы в областном центре к чемпионату мира по футболу 2018 года. Шоссе Авиаторов, проспект Жукова, комплексная реконструкция улицы Невской и Комсомольского моста – на этих объектах удалось за короткие сроки выполнить большие объемы работ, все они строятся или реконструируются с большим опережением графика.

Того же терминала два года назад еще не было, он был построен в рекордные сроки. Досрочно – в сентябре этого года – планируется полностью открыть Комсомольский мост.

Еще пару лет назад мало кто верил, что в Волгограде возможна реализация подобных проектов. Движение назад удалось остановить в 2014 году, когда реализация масштабных инфраструктурных проектов стала приоритетным направлением долгосрочной стратегии развития Волгоградской области, утвержденной губернатором Андреем Бочаровым. И движение вперед продолжается. На базе аэропорта Волгограда планируется создание уникального интермодального пересадочного узла, который объединит пассажиров воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

– Сменив два года назад руководство региона, Путин поставил перед Бочаровым задачи по наведению порядка и комплексному развитию территорий, – напоминает Евгений Калинин. – И губернатор эффективно, планомерно решает эти задачи, они стали приоритетом в долгосрочной стратегии развития региона. Самое главное, сегодня уже все могут видеть первые результаты этой работы. Можно не сомневаться, что движение вперед будет продолжаться.

DNG

Поделиться в соцсетях