Число волгоградских интернет-магазинов будет расти

С ограничением возможностей зарубежного интернет-шопинга интерес покупателей переместится на предложения отечественных региональных компаний. Предусмотрительные предприниматели уже строят магазины в глобальной сети.

Неплохо для начала

В январе 2014 года ряд экспресс-перевозчиков прекратил доставлять товары, заказанные россиянами в заграничных интернет-магазинах. Причина в ужесточении требований со стороны таможенных органов и принятии Россией Всемирной почтовой конвенции. Любые посылки, доставкой которых занимаются частные операторы, стали рассматриваться таможенниками не как почтовые отправления, а как грузы, подлежащие декларированию. Нормы беспошлинного ввоза товаров для личного потребления в течение календарного месяца в адрес одного получателя – физического лица сейчас составляют в стоимостном выражении сумму, эквивалентную 1000 евро, а в весовом значении – 31 кг. Новые законодательные инициативы, направленные на значительное, вплоть до 150 евро, снижение этого порога, приведут к тому, что покупать за рубежом станет невыгодно, интерес покупателей сместится на предложения федеральных и региональных интернет-магазинов.

Сегодня в десятках интернет-магазинов, зарегистрированных на территории Волгоградской области, представлены самые разные товарные группы: от строительных материалов и электроприборов до компьютеров, игрушек, сантехники и автозапчастей.

– Количество волгоградских интернет-магазинов растет достаточно быстро. Эту тенденцию можно проследить по региональному конкурсу web -сайтов «Интерактивный бизнес». Так, если в 2012 году в конкурсе участвовали 4 интернет-магазина, то в 2013 году уже 21 компания, – констатирует Вадим Ткаченко, президент Волгоградской торгово-промышленной палаты . – Региональные предприниматели используют интернет-торговлю в качестве основы бизнеса либо дополняют и поддерживают традиционные розничные точки продаж интернет-представительствами в глобальной сети. Часто бизнес, который начинается с интернет-магазина, прирастает сетью точек приема заказов и выдачи товаров, шоу-рум, а также off -line точками продаж.

Индивидуальный предприниматель Евгения Давыдова давно мечтала зарабатывать самостоятельно, но для аренды торгового зала, склада, оплаты труда персонала требовался приличный стартовый капитал. Решение пришло в 2010 году в виде предложения центра занятости принять участие в программе поддержки предпринимателей. Полученных из бюджета 58 тысяч рублей на все не хватило, пришлось довложить собственные средства на закупку товаров. Спустя три года в числе покупателей интернет-магазина «ВолгоРобот» наряду с волгоградцами – жители Калининграда, Сахалина и даже Камчатки.

– Наша аудитория пока невелика, поскольку товар нишевый (комплексы домашней автоматизации и компоненты системы «Умный дом»), – признается Евгения Давыдова. – На долю Волгоградской области приходится не более 20% общего объема продаж. Отчасти это связано с боязнью предоплаты, общим недоверием к системам электронных платежей. Но мы нацелены на расширение, поэтому не сидим сложа руки и активно ищем покупателей.

Большая часть волгоградских интернет-магазинов сегодня действительно выступает скорее в качестве виртуальных витрин, нежели полноценных каналов сбыта. Симбиоз on -line и off -line торговли позволяет увеличивать число контактов с целевой аудиторией и способствует продвижению товаров или услуг.

– Интернет-продажи пока являются дополнительным маркетинговым инструментом, в российских реалиях не угрожающим традиционным каналам торговли, – подтверждает директор информационно-аналитического центра Волгоградской ТПП Анна Пурясева. -- По данным информационной системы «Национальное кредитное бюро», в Волгоградской области зарегистрировано 9 интернет-магазинов, которые работают только дистанционно и не имеют реальных точек продаж. Аналогичных организаций в Ростовской области насчитывается 25, в Краснодарском крае – 30, Астраханской области – 3.

Сделай сам

– Хотя процесс открытия новых интернет-магазинов активен, в основном речь идет о региональных представительствах федеральных компаний, обладающих необходимыми ресурсами и опытом, – анализирует тенденции руководитель интернет-агентства "ДжинВеб" Антон Мирошников. – Волгоградским предпринимателям пока этот уровень недоступен. Зачастую они выбирают узкую специализацию и ограничиваются созданием небольших каталогов, даже не предусматривая механизмов оплаты.

Затраты на создание интернет-магазина зависят от целей заказчика и сложности программного обеспечения. Сайт с «ручным» обслуживанием без синхронизации с бухгалтерской и складской программами обойдется в 10-50 тысяч рублей; более сложный, увязанный с программами учета – от 100 тысяч рублей. Обеспечение жизнеспособности ресурса потребует дополнительных ежемесячных затрат: обновление контента – 5-10 тысяч рублей; продвижение (обеспечение лидирующих позиций в выдачах поисковых систем) – 4,5-20 тысяч рублей. Разбег стоимости продвижения объясняется тем, что, например, котята редкой породы встречаются в сети гораздо реже пластиковых окон и натяжных потолков.

Впрочем, на создании сайта можно сэкономить. При наличии определенных навыков и времени каждый может создать свой магазин, используя конструктор сайтов. Именно так поступил предприниматель Дмитрий Иванов, руководитель интернет-магазина "Дом Дайвинга".

– Содержать интернет-магазин совсем недорого, особенно когда сам занимаешься программированием и администрированием. Конкурировать с федеральными ресурсами тоже получается. Наши условия ничем не уступают, а преимуществами стали бесплатная доставка в регионе, индивидуальный подход и дополнительные услуги, – рассказывает предприниматель.

Сетевые альтернативы

До выхода региональной интернет-торговли на качественный уровень должно пройти еще лет 10-15, считают эксперты. Пока продавцы предпочитают традиционные каналы розницы. Если ловят клиента в сети Интернет, то не заморачиваются с созданием своего магазина и в итоге оказываются в гиперконкурентной среде.

– Для того чтобы продавать на сайтах бесплатных объявлений и агрегаторах скидок (купонаторах), нужно предлагать действительно низкую цену, так как конкурировать придется с б/у товарами в первом случае и демпинговыми предложениями во втором, – замечает Антон Мирошников.

Еще один канал оттока потенциальных клиентов – социальные сети. Специально организуемые сообщества предлагают заказывать товары напрямую у производителей. Кооперируясь, пользователи делают оптовый заказ, что позволяет экономить на доставке. Даже если оргвопросами занимается посредник, цена товара оказывается гораздо ниже, чем в традиционной рознице или интернет-магазинах. Увы, вместе с привлекательностью цены растут риски оказаться жертвой мошеннических действий. Роспотребнадзор отмечает значительный рост правонарушений, связанных с обращением граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли. Совет, который здесь можно дать, это быть внимательными и грамотными самим.

Стоит обратить внимание на время основания интернет-магазина, варианты оплаты, способы и стоимость доставки, механизмы обеспечения возврата товара. Прежде чем совершить покупку, специалисты также рекомендуют изучить отзывы на независимых ресурсах и прислушаться к рекомендациям знакомых.

– Оплата курьеру наличными после проверки комплектности и качества заказа на сегодняшний день остается самым предпочтительным вариантом для волгоградцев, – констатирует Евгения Давыдова. – Поэтому в выигрыше окажутся компании и предприниматели, способные пойти навстречу их осторожным пожеланиям.