Деньги на перепутье

  • Деньги на перепутье
  • Деньги на перепутье
По уровню социально-экономического развития Волгоградская область может занять лидирующие позиции в Южном федеральном округе. Однако для этого необходимо консолидировать элиту и общество, определить точки экономического роста и изжить иждивенческие настроения у местного чиновничества.

Так считает министр финансов Волгоградской области Марат Абдулхалыков. Корреспондент «ВП» беседовал с ним о том, как с помощью бюджетного регулирования обеспечить ускоренное развитие экономики и социальной сферы.

– Как человек, ответственный за финансовую и экономическую политику, скажу – 2013 год будет сложным. Начнем с того, что и прошедший 2012 год был непростым из-за того, что несколько расходных статей, в том числе и в социальной сфере, были изначально недофинансированы.

В течение года приходилось неоднократно вносить корректировки, одна из которых достигла суммы пять миллиардов рублей. Если смотреть на доходную часть, то по факту она увеличилась на четыре миллиарда рублей, но инфляционная составляющая, рост зарплаты бюджетников практически свели рост на нет, а социальные ожидания непрерывно увеличиваются.

Но ведь, по данным Росстата, растет экономика, промышленность набирает обороты, а деньги где?

– Действительно, рост волгоградской промышленности опережает среднероссийские показатели. Но получается, что социальная составляющая растет быстрее, чем доходная часть бюджета. В докризисное время она увеличивалась на 20-25% ежегодно, а сейчас рост составляет примерно 8% и не успевает покрыть растущие социальные запросы.

Очень важную, но трудную задачу – довести зарплату учителей до среднего по региону уровня – поставил перед субъектами Федерации Президент России Владимир Путин. Волгоградской области на эти цели примерно 900 миллионов рублей выделит федеральный бюджет, а еще 1,9 миллиарда рублей мы должны найти сами.

Найдете?

– Найдем, но для этого 2013-й год должен стать переломным с точки зрения оптимизации финансирования социальной сферы, здравоохранения и образования. Выбор у нас небольшой: или мы двигаемся по этому направлению и входим в число российских экономических лидеров, или продолжаем увеличивать социальные нагрузки, не создавая возможностей для развития экономики.

Зарплату учителей давно надо было повышать, но обеспечиваться эти расходы должны ускоренным экономическим ростом. А главное, нужно понимать, что повышение зарплаты не сделает образование более качественным и новые профессионалы не придут в образовательную сферу. Им просто неоткуда взяться! Нужна эффективная образовательная реформа, реструктуризация образовательной системы и оптимизация расходов. А пока реформа по большому счету сводится лишь к обсуждению ЕГЭ.

Но до сих пор деньги на социальную сферу в нужном объеме удавалось находить.

— В результате отношение государственного долга к внутреннему региональному продукту подбирается к отметке 54%, а дефицит бюджета составляет 15-процентный допустимый максимум — 8,3 миллиарда рублей. Мы уже преодолели критическую массу госдолга, а это значит, что возможность наращивать социальные программы за счет заимствований у региона практически исчерпаны.

Вы говорите об этом так открыто, что осмелюсь предположить: наверняка у вас припасены какие-то рецепты…

– Проблема в другом. По многим показателям, в том числе по человеческому потенциалу, Волгоградская область очень продвинутая. В том же образовании есть замечательные учителя, передовые школы, новаторские учебные программы. Но когда речь заходит о том, что надо что-то менять, оптимизировать расходы, на местах запускаются процессы торможения. Стон идет по всей Руси Великой: эту статью расходов трогать нельзя, к той вообще подходить не смей. Об этом, кстати, говорил Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. От такого подхода мы должны избавляться, а на первый план должна выходить экономика.

Что мешает сделать это уже сейчас?

– Иждивенческие настроения и отсутствие консолидации общества. Пример Европы, которая сейчас пребывает в состоянии кризиса, наглядно показал: инвестировать нужно не в максимальное извлечение прибыли, а в человеческий капитал.

Наше предложение: условно поделить Волгоградскую область на шесть-семь экономических зон и в них концентрировать бюджет развития, привлекать инвесторов и увеличивать доходную налоговую базу. А главное, качество жизни в сельских районах должно повыситься настолько, что они станут привлекательными для молодежи. Сейчас она стремится на заработки в Москву или Питер. Жаль только, что от федерального и регионального бюджетов общество требует иного: «...нам надо денег, когда же мы от вас получим такую-то сумму?». На этом сегодня строится вся межбюджетная политика. Ее, кстати, в своем послании раскритиковал Владимир Путин.

Почему-то у нас принято помогать тем, у кого дела идут хуже. Отсюда складывается порочная психология регионов: в расходную часть бюджета стараются закладывать то, что будет обеспечено софинансированием из федерального центра. Дальше хуже. Регионы не стремятся развивать отрасли, которые могли бы стать локомотивами роста, потому что ставка делается на «выбивание» федеральных денег. От такой практики нам надо уходить.

А в нашей области что-то начинает меняться?

– Такие попытки делает региональный минсельхоз. Он формирует новые подходы оказания господдержки сельхозпроизводителям. Вместо субсидий или дотаций с ними будет заключаться договор, где прописан весь ход освоения выделенных средств и как дотация скажется на увеличении налоговой базы.

Существуют финансовые инструменты, когда истраченные бюджетные средства сторицей возвращаются в казну. В бюджете на 2013 год они применяются?

– Финансирование процентной ставки по ипотечному кредитованию простимулирует строительную отрасль за счет повышения спроса на жилье, а это потянет за собой и увеличение доходной части бюджета. Правда, деньги на эти цели выделены небольшие – 100 миллионов рублей. Но сначала мы хотим посмотреть, как заработает этот механизм, и убедиться в его эффективности. Косвенно стимулируют производство и сбор налогов, газификация и другие инфраструктурные проекты.

Как финансист вы наверняка планируете будущее. Каким должен быть бюджет 2014 года?

– Нужно отходить от политики займов и увеличения долга, потому что это дорога в никуда, и формировать бюджет развития. Он сможет дать толчок для роста региональной экономики.

Концептуально это выглядит так: на развитие шести-семи экономических зон, о которых я уже упоминал, в 2014 году потребуется ориентировочно до пяти миллиардов рублей. В каждой зоне определяются точки роста, а под них выделяются производственные площадки и выстраивается логистическая составляющая.

Возьмем, к примеру, Урюпинский район. Допустим, мы определили, что самое важное направление здесь – выращивание подсолнечника. Под него закупаем 20 мини-цехов по производству масла за 200 миллионов рублей, за 200 миллионов строим жилье для рабочих, а еще за 200 миллионов рублей строим в Урюпинске торгово-развлекательный центр. Как показывают исследования, молодежь любит проводить в ТРЦ свободное время. Сложившийся круг культурного общения молодых людей, хорошая экология и возможность часто бывать на природе закрепит кадры в малых городах. Урюпинск вообще может стать одним из самых привлекательных для жизни городов Волгоградской области – с зоопарком и даже Диснейлендом. Я верю в это. А дальше в сложившийся производственный кластер можно подтягивать и другие отрасли, например, животноводство, и кормить оставшимся жмыхом животных.

Есть ли у вас прогноз соцально-экономического развития каждой из этих зон?

– Это огромная работа. Пока мы лишь озвучиваем идею. Главная проблема в консолидации элит: дай Бог, для начала собрать глав объединенных в рамках зоны районов, чтобы они определились, как лучше распределить выделенный на «развитие» бюджетный миллиард.

А сегодня у нас так: приходит ко мне глава района и просит денег – на то, на это. Я ему отвечаю: «Хорошо, деньги выделим, только представьте мне план развития района на ближайшие три года». Грубо говоря, от главы требуется объяснить, какой эффект будет достигнут в результате освоенных бюджетных средств. После чего он сразу же от меня отворачивается.

Выходит, что главе района легче попрошайничать, а потом отчитываться перед населением: смотрите, я выбил эти деньги! Такое местечковое сознание управленцев надо менять.

Какую реакцию на вашу деятельность вы хотели бы получить как представитель власти от общественности, от населения?

– Активную гражданскую позицию. При поддержке гражданского общества власть может горы свернуть, в хорошем смысле этого слова. Нужно только сообща выходить во властные структуры с дельными проектами. Но вместо создания проектов, направленных на созидание, оппозиционно настроенные граждане и СМИ пока предпочитают неконструктивную критику.

И все же, какой, на ваш взгляд, должна быть экономика развития в реалиях Волгоградской области?

– Упор нужно сделать на предприятия, которые работают на экспорт и дают наибольшие поступления в бюджет. А в экономику сельского хозяйства нужно инвестировать на уровне малого и среднего бизнеса.

Но самое главное, руководители районов и муниципалитетов должны разработать программы развития, наполненные конкретными инвестиционными проектами. Если чиновничество начнет мыслить проектами и сосредоточится на их выполнении, это станет для Волгоградской области переломным моментом.

А предпосылки войти в число социально-экономических лидеров России у нашего региона есть. Это мое твердое экономическое и финансовое убеждение.

Поделиться в соцсетях