Доходы и расходы региона приходят в равновесие

Несмотря на объективные сложности Волгоградской области удалось по многим стратегическим направлениям сделать серьезные шаги в сторону стабилизации макроэкономической ситуации и возврата ранее утерянных позиций. К такому выводу пришли участники публичных слушаний по вопросу исполнения областного бюджета за 2014 год.

Как отметил заместитель губернатора Волгоградской области – председатель комитета финансов Александр Дорждеев, несмотря на серьезные экономические затруднения 2014 год завершился для Волгоградского региона без потрясений. Проблемы были связаны как с общим замедлением темпов роста экономики страны из-за непростой внешнеполитической ситуации и введения санкций, так и рядом внутренних обстоятельств. Тем не менее, области удалось по многим стратегическим направлениям сделать серьезные шаги в сторону стабилизации макроэкономической ситуации.

Более того, по отдельным показателям темпы роста в регионе превысили среднероссийские. Позитивная динамика отмечена в сфере промышленного производства, жилищного строительства, агропромышленном комплексе, в плане привлечения инвестиций. Выше, чем в среднем по стране, в Волгоградской области сложился показатель производства продукции сельского хозяйства и строительства жилых домов.

В целом в консолидированный бюджет региона по итогам года поступили средства в объеме 95,5 млрд руб., или 91,2% от планируемых значений, в том числе налоговые и неналоговые доходы – в сумме 74,3 млрд руб., безвозмездные поступления – 21,3 млрд руб. По сравнению с 2013 годом рост составил 13 млрд 900 млн руб., или 17%. Объем расходов консолидированного бюджета был на уровне 104,2 млрд рублей, темп роста расходов к 2013 году – 12,4%. Дефицит сложился на уровне 8,6 млрд рублей.

При этом в доходную часть бюджета региона поступило 75,6 млрд рублей, в том числе: 54,1 млрд рублей – налоговых и неналоговых доходов; 21,5 млрд рублей – безвозмездных поступлений. По сравнению с 2013 годом рост по доходам составил 14,8 млрд рублей, или 24,3%. Объем расходов областного бюджета сложился на уровне 83,6 млрд рублей, темп роста к 2013 году – 18,6%. Дефицит составил 8 млрд рублей. Несмотря на это все социальные обязательства областным бюджетом были исполнены в полной мере. Налицо и другая положительная тенденция – рост доходов опережал темпы увеличения расходных обязательств.

"Количественные и качественные характеристики улучшения положения дел в области наглядно демонстрируют следующие показатели, – отметил Александр Дорждеев. – По данным Министерства финансов РФ, Волгоградская область среди субъектов Федерации по темпам роста доходов в 2013 году занимала только 71-е место, а уже в 2014-м переместилась на 12-е. По темпам роста налоговых и неналоговых доходов регион в 2013 году занимал 54-е место, в 2014-м – 17-е. По темпу роста среднедушевых доходов область переместилась с 67-го места в 2013 году на 7-е в 2014-м."

В прошлом году завершился процесс перевода бюджета на программную основу: удельный вес программных расходов вырос с 71 до 93%. Основными направлениями вложений являлись программы социального характера: социальное благополучие граждан – 72%, строительство, ЖКХ, ТЭК, транспорт – 11%, сельское хозяйство, природные ресурсы, развитие территорий – 6%, экономическое и инновационное развитие, безопасность – 11%.

Одной из основных задач в течение всего года оставалось повышение эффективности бюджетного расходования и поиск новых источников доходов. В результате только путем привлечения бюджетных кредитов и замещения коммерческих бюджетными на обслуживании госдолга удалось сэкономить на 1,7 млрд руб. А в первые три месяца 2015 года впервые за последнее время регион и вовсе обошелся без увеличения объема заемных средств.

Особый акцент Александр Дорждеев сделал на необходимости дальнейшего повышения эффективности расходов. "Вопрос не в количестве средств, направляемых на решение тех или иных проблем, а в их отдаче, – отметил главный финансист региона. – Важно не то, сколько бюджетных рублей пошло на здравоохранение, образование, культуру, а что, сделано на эти деньги в конкретной школе, больнице, детском саду. Иными словами, важен результат». Следующим шагом должно стать качественное изменение госпрограмм, ориентированное на взаимосвязь бюджетных затрат с конкретными результатами. В числе актуальных задач – обеспечение сбалансированности бюджета, повышение собственных доходов муниципальных бюджетов, в том числе за счет вывода из тени недвижимого имущества, обеспечение эффективного использования средств, сокращение объема госдолга.

Вместе с тем эксперты отметили еще одну важнейшую для региона задачу, решение которой пока не найдено. Это необходимость более быстрого развития производственной сферы, повышение объема налоговых поступлений и таким образом сокращение доли социальных обязательств в общей структуре региональной казны. "Мы пока что не можем говорить о достаточности бюджета развития, который должен расти за счет доходов с прибыли, создания новых рабочих мест, производств, – заявил председатель общественной палаты Волгоградской области Олег Иншаков. – В основе социальной политики должна лежать серьезная экономическая основа. Только в этом случае можно будет считать задачу развития бюджета достигнутой."

По словам Олега Иншакова, в сегодняшней ситуации дополнительной, достаточно эффективной мерой повышения бюджетных доходов может стать стимулирование законопослушного гражданского поведения. Это должна быть строго соблюдаемая система штрафов и обязательств. Например, серьезные денежные взыскания должны полагаться за разбрасывание мусора, выгул собак бойцовских пород без намордника и так далее. Сборы за подобные нарушения были бы хорошим вкладом в модернизацию технической базы, системы ЖКХ, в развитие благоустройства. В целом, как отметили участники слушаний, задача стабилизации бюджета должна являться приоритетной вообще для всех ветвей власти. Только в этом случае можно сдвинуть проблему с места и найти эффективные источники пополнения казны.

DNG