Долги за мобильную связь вошли в историю

Долги жителей Южного федерального округа за услуги связи, включая жителей Волгоградской области, достигли двух миллиардов рублей, увеличившись за год на 300 миллионов.

Теперь этот вид задолженности, в соответствии с принятыми в действующее законодательство поправками, будет отражаться на кредитных историях, так же, как и долг за услуги ЖКХ.

Долги россиян за услуги связи по итогам первого полугодия составили 28,7 млрд рублей, увеличившись за год на 16,7%, подсчитали в коллекторском агентстве «Национальная служба взыскания». По прогнозу экспертов, к концу года объем долга может вырасти до 31,8 млрд рублей. Наибольшую долю в структуре задолженности занимает мобильная связь, включающая и передачу данных. За год долги абонентов увеличились с 22 млрд до 25,7 млрд рублей. Долг за фиксированную связь достиг 1,5 млрд рублей, увеличившись на 0,2 млрд рублей. В том числе за междугородную и международную связь размер долга составил 1,4 млрд рублей. Аналогичный рост, с 1,3 млрд до 1,5 миллиарда рублей, зафиксирован за домашний Интернет и IP TV.

Наибольшие объемы задолженности традиционно наблюдаются в крупнейших федеральных округах страны – с наибольшей концентрацией населения, а значит, с наибольшим охватом и потреблением услуг связи. По Южному федеральному округу задолженность выросла на 300 миллионов, с 1,7 млрд до 2 млрд рублей, а в соседнем Приволжском федеральном округе – на 600 млн рублей, до 4 млрд рублей. Для сравнения, в Центральном федеральном округе этот показатель увеличился на 1,6 млрд рублей, c 10,6 до 12,2 млрд рублей.

Большинство мобильных операторов комментировать рост задолженности и называть конкретные цифры отказались, сославшись на коммерческую тайну и конфиденциальность данных. Директор волгоградского отделения одной из компаний сотовой связи «большой четверки» Кирилл Давыдов рост объема задолженности связывает с увеличением абонентской базы и сезонными факторами.

«Основная масса долгов возникает из-за технических особенностей оказания услуг, когда, например, абонентская плата за услугу списывается в полном объеме фиксированного числа каждого месяца или биллинг оператора тарифицирует услугу с задержкой, как правило, в международном роуминге, – отметил Кирилл Давыдов. – Поэтому дебиторская задолженность – это просто некая фиксированная величина от объема выручки. Чем выручка больше, тем больше объем дебиторской задолженности и соответственно невозвратной ее части в абсолютных величинах».

Отметим, что долги за услуги связи с этого года могут подпортить кредитную историю абонентов. Соответствующая информация после вступления в силу поправок в Федеральный закон «О кредитных историях» уже начала поступать в специализированные бюро кредитных историй.

«В кредитной истории граждан теперь фиксируется информация о задолженности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи в случае неисполнения должником обязательств в течение 10 дней с даты вынесения решения суда по уплате такой задолженности, – рассказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Данная информация будет вноситься в основную часть кредитной истории субъекта (заемщика) и в числе прочих записей будет учитываться кредиторами при определении рисков в случае последующего обращения заемщика за кредитом».

По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, за первое полугодие текущего года на исполнении находилось 35,5 тысячи исполнительных производств о взыскании задолженности с физических и юридических лиц по жилищно-коммунальным услугам, включая и услуги связи. Общая сумма задолженностей на начало 2015 года составила более 657 миллионов рублей, за шесть месяцев было взыскано 100 миллионов рублей.

Источниками информации для НБКИ станут не судебные приставы, а организации, в пользу которых будут вынесены вступившие в силу решения суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением обязательств по платежам.

DNG