Экономические итоги года: результаты лучше средних по России

Экономический обозреватель «Волгоградской правды.ру» Татьяна Дмитриева попросила экспертов подвести главные экономические итоги 2017 года. Вывод наблюдателей – при сохранении серьезных проблем в экономике России Волгоградская область смогла избежать большого падения основных показателей. Региональные власти, вопреки кризису, ставят перед собой амбициозные цели.

Динамика ВРП – положительная

– Сейчас мы подошли к созданию базиса и платформы для развития Волгоградской области, – заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров в своем программном послании, которое он озвучил активу региона 23 ноября 2017 года. – Мы с вами должны делать все, чтобы валовый региональный продукт перешагнул один триллион рублей (…) чтобы мы могли увеличить расходы на социальное обслуживание, на выполнение обязательств и реализацию приоритетных проектов. Для того чтобы мы смогли зарабатывать эти средства, мы должны создать определенные условия…

ВРП региона в 2017 году вырос на 45,5 млрд рублей, сообщил губернатор. Большой вклад в региональное производство внесла промышленность, которая показывает положительную динамику, несмотря на сохранение в стране макроэкономических трудностей.

Из-за рекордно низкой инфляции в текущем году (3%) в России зафиксировано самое большое за 5 лет падение промышленности – на 3,6% (данные Росстата). Однако промышленность Волгоградской области сработала с небольшим плюсом. По данным Волгоградстата, индекс промпроизводства в январе – ноябре 2017 года составил 100,6% к аналогичному периоду прошлого года. Примечательно, что собственно обрабатывающие производства за этот же период выросли на 2,5%. По-прежнему показатели промышленности ухудшают ограничения ОПЕК: добыча полезных ископаемых в отчетном периоде снизилась на 13,5%. Тем не менее вполне можно ожидать рост общего индекса промпроизводста до 2% по итогам 12 месяцев. Это близко к прогнозным значениям, к которым стремятся региональные власти в 2018–2019 годах.

Бюджет несет долги прошлых лет

Подготовка к проведению в Волгограде матчей чемпионата мира по футболу 2018 года позволила региону сделать качественный скачок вперед. И это не только строительство и реконструкция спортивных  объектов – колоссальную модернизацию прошла городская инфраструктура. На все это требовались дополнительные средства. Никогда ранее регион не привлекал от Федерации безвозмездные поступления в таких объемах: 26 млрд рублей по факту на ноябрь 2017 года.

Залог эффективности работы губернатора Андрея Бочарова в строгом контроле бюджетных средств. За три последних года Волгоградская область полностью пересмотрела стратегию финансового управления. Федеральный центр предлагает регионам широкую палитру программ развития территорий, но до 2014 года администрация Волгоградской области очень слабо использовала эти инструменты.

Во-первых, это федеральные целевые программы (ФЦП), которыми ранее Волгоград никогда не пользовался, поскольку не хватало денег на их софинансирование. Региональная нормативная документация по многим программам принималась, но на этом часто все и останавливалось. В Федерацию летели отчеты с отписками о том, что реализовать программу невозможно – нет денег в казне региона. Команда нового губернатора от этой практики полностью отказалась. Финансисты оптимизировали расходные обязательства бюджета, в том числе и на содержание чиновников, а высвободившиеся средства направили на софинансирование ФЦП.

– Нет ни одной программы, на которую мы бы не заявлялись, – говорит профессор, завкафедрой «Экономика и финансы» Волгоградского филиала РАНХиГС Татьяна Иванова. – Мы занимаем первые, вторые и третьи места в списках на финансирование. Не только в плане поддержки промпредприятий, но и по развитию дорог: строительство 3-й Продольной,  Нулевой Продольной.

Как пояснила Татьяна Иванова, важную роль играет выполнение обязательств по программе. Если средства федбюджета не используются по назначению и возвращаются, в следующий раз финансирование от Минфина РФ получить довольно сложно. Федеральный центр не дает денег «просто так» – чтобы их привлекать, нужен большой авторитет, вес и репутация, отмечает эксперт. Андрей Бочаров этим критериям соответствует, поэтому ему удалось наладить эффективное взаимодействие с федеральными ведомствами.

По сути, такой масштабной стройки в городе в рамках футбольного чемпионата могло и не быть. Регион ограничился бы спортивными объектами, гостиницами и ремонтом дороги от аэропорта до центра.

Однако серьезной проблемой остается госдолг. В 2014 году Волгоградская область была должна коммерческим банкам 32,6 млрд рублей, по итогам 2017 года эта сумма снизилась до 29,1 млрд рублей. Андрей Бочаров в команде с Александром Дорждеевым смогли за несколько лет заместить дорогие коммерческие кредиты более дешевыми бюджетными, которые фактически и кредитами назвать сложно, – это почти беспроцентный заем под 0,1% годовых. Главными принципами в финансовой политике с 2014 года остаются последовательное снижение коммерческой части госдолга, экономия на госзакупках и жесткий контроль расходования средств. В 2017 году администрация региона привлекла из Минфина дополнительно 15 млрд рублей, которые были направлены на подготовку города к футбольному чемпионату 2018 года.

– Снижение доли коммерческих займов позволит нам только на обслуживании государственного долга сэкономить порядка 4,5 миллиарда рублей, – отметил в своем программном послании Андрей Бочаров, выступая 23 ноября перед активом региона. – Эти средства будут направлены на выполнение приоритетных задач, которые перед нами стоят. К 2020 году необходимо сократить объем заимствований региона ровно вполовину.

ГЧП – драйвер развития

Итогом работы команды Бочарова стало не только привлечение федерального финансирования для реновации городских территорий. Ключевые коммунальные объекты города восстанавливают за счет частных средств. Две крупнейших концессии по водоснабжению и по теплоснабжению, где инвестором выступила ГК «Лидер», заключены благодаря  договоренностям, достигнутым Андреем Бочаровым с «Газпромом». Напомним, в прошлые годы регион сотрясала череда долговых скандалов – десятилетиями не был решен вопрос по задолженности за газ для городских котельных. Однако с 2014 года сотрудничество газового гиганта и администрации Волгоградской области перешло на новый уровень, поскольку спорные вопросы удалось урегулировать.

– Выстраивание между регионом и крупнейшей госкорпорацией конструктивного взаимодействия, в том числе по программе газификации, говорит о том, что есть принципиальное доверие к Волгоградской области, – отмечает эксперт Агентства стратегических инициатив Антон Лукаш. – ПАО «Газпром» как мегаигрок уделяет особое внимание нематериальным активам, среди которых – ответственность региональных властей, выполнение взятых обязательств.

Промышленность опирается на базисные производства

Промышленность региона постепенно уходит от перекоса в сторону «нефтянки». Команда Бочарова выбрала проверенную стратегию развития промсектора –организация «точек роста» на действующих предприятиях. Островки крупных производств дают работу более мелким компаниям, поскольку на больших предприятиях уже есть готовая инфраструктура, необходимая рабочая сила и т. д. На этих территориях опережающего развития также можно получить меры господдержки – более привлекательные, чем условия в особых экономических зонах (ОЭЗ). Такая стратегия позволяет сохранить текущую налоговую базу и обеспечить рост налогов за счет новых производств, она уже доказала свою эффективность во многих регионах России и теперь реализуется в Волгоградской области.

Наиболее яркий пример – организация так называемого «алюминиевого кластера», на который власти возлагают большие надежды. Эта площадка появилась во многом благодаря договоренностям Андрея Бочарова с энергетиками, которые после долгих переговоров согласились выставить кластеру специальные – льготные – тарифы. Ранее никому не удавалось договориться с поставщиками электричества и решить эту проблему.

Другой пример – крупный химический кластер на юге Волгограда, который организовал поставки инновационных продуктов на многие зарубежные рынки. Вокруг основного производства здесь уже открылось несколько технологически взаимосвязанных проектов.

Малое и среднее предпринимательство

Команда Бочарова ставит амбициозную задачу – увеличить к 2021 году валовый региональный продукт (ВРП) до одного триллиона рублей. В том числе через увеличение доли малого и среднего бизнеса с нынешних 25 до 35%.

Это серьезная задача, поскольку за последние несколько лет федеральное законодательство, в том числе и налоговое, по регуляции предпринимательства значительно ужесточилось. Алминистрации Волгоградской области предстоит тяжелая работа, чтобы улучшить деловой климат в регионе. В 2014–2017 годах Андрей Бочаров переформатировал привычные для местной элиты полукриминальные формы сотрудничества малого бизнеса и власти. Были установлены прозрачные правила в земельных отношениях, распределении средств господдержки, госзакупках.

Сейчас в регионе работают реальные инструменты поддержки предпринимательства, для этого созданы специальные институты и перезагружена работа старых программ развития бизнеса, которые ранее в регионе номинально были, а де-факто не работали. Предприниматели могут получить льготное финансирование, наладить экспорт, в упрощенном порядке получить разрешительную документацию и так далее. Представители властей регулярно встречаются с коммерсантами, разъясняя нормы законодательства и варианты решения текущих проблем, что также очень важно для предпринимателей. Их приглашают на семинары, вебинары, конференции, учат и рассказывают про опыт других регионов.

Главное, что предприниматели увидели заинтересованность властей в развитии малого и среднего бизнеса, а также попытку чиновников работать не ради формального бумажного отчета, а на конкретный, реальный результат.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях