Это не бонус, это «благотворительность»

Как местные торговые сети пытаются обойти закон и сохранить прибыль. Ритейл ищет новые уловки, чтобы сохранить уровень сниженных законом бонусов. Один из способов – благотворительные фонды. В Волгоградской области на это пока есть только анонимные жалобы поставщиков. Однако уже 1 января ритейлерам придется несладко – активные проверки начнет антимонопольное ведомство. Главное, чтобы свои потери в отношениях с поставщиками торговцы не компенсировали за счет покупателей

О том, как ритейлеры нашли новый способ компенсировать свои потери от вступивших в силу поправок в закон о торговой деятельности новым способом, сообщил РБК. В один из благотворительных фондов в сентябре обратился представитель нескольких производителей с предложением заключить договор. Предмет договора состоял в том, что крупная торговая сеть окажет благотворительному фонду помощь в виде безвозмездной передачи подарочных карт на сумму 1 млн рублей. Как оказалось, карты приобретались у ритейлера на средства вышедших на переговоры производителей, которые в договоре никак не фигурировали.

Напомним, в середине июля вступили в действия поправки в федеральный закон о торговой деятельности. Изменения предполагают снижение максимального размера вознаграждения, который торговые сети могут получать от поставщика за приобретение товаров, с 10% до 5% от общей суммы. Сокращается отсрочка оплаты полученных товаров. Акцент делается на поддержку местных производителей. В Волгоградской области контролем за обеспечением выполнения новых положений законодательства занялась созданная по инициативе депутатов облдумы мониторинговая группа.

Представитель обратившейся в фонд стороны пояснил, что карты возвращаются в магазин, а фонд за посреднические услуги оставил бы себе 10% от указанной суммы, документы и сама схема были разработаны юристами торговой сети. Крупный участник рынка рассказал: «Когда начали разрабатывать поправки, юристы многих розничных сетей пытались найти решение в безвозмездных фактически форматах легализации денежных средств. Работу с благотворительными организациями обычно антимонопольные органы не проверяют, поскольку это не входит в зону проверки».

"Лазейки" для сохранения размера вознаграждений при оформлении новых контрактов с поставщиками ищут и торговые сети, работающие на территории Волгоградской области, к такому выводу пришли участники региональной мониторинговой группы. По словам ее руководителя, депутата Волгоградской областной думы Николая Лукьяненко, на условиях анонимности производители сообщают, что сетевики негласно просят партнеров предоставлять скидку на товар. В результате маржинальность сети останется прежней, как и затраты поставщиков.

- Кроме того, сетевики зачастую хотят получить товар по заниженной цене, и поэтому поставщики предпочитают возить продукцию в Мурманск, Екатеринбург, Калининград, Московскую область. Из-за этого доля местных продуктов на прилавках волгоградских магазинов снижается, - отметил собеседник.

При этом работа горячей линии УФАС по Волгоградской области, по данным мониторинговой группы, не принесла необходимых результатов. Жалоб о нарушении ритейлерами закона на нее не поступило. Руководитель Управления ФАС по Волгоградской области Роман Лучников пояснил, что активно заниматься проверками его ведомство начнет с 1 января 2017 года. Именно до этой даты законодательство предписывает торговым сетям переоформить свои отношения с поставщиками.

DNG