Государство будет строить инфраструктуру в рассрочку

Правительство России создает специализированный фонд, который будет выпускать облигации под инфраструктурные проекты. Эксперты говорят, что тем самым государство хочет помочь субъектам РФ в решении социальных задач, однако отбор проектов в фонд будет очень жестким.

Вчера газета «Ведомости» сообщила о планах Министерства экономического развития РФ создать Фонд инвестиций в инфраструктурные проекты. Идею направят на согласование в правительство уже на этой неделе, создание фонда вошло в дорожную карту по инфраструктурной ипотеке. Новый правительственный фонд, скорее всего, будет принадлежать ВЭБу, вопрос пока обсуждается. До 2020 года в бюджете зарезервируют госгарантии на сумму 300 млрд рублей и, вероятно, внесут их в федеральный бюджет с весенними поправками.

Напомним, в июне этого года инфраструктурную ипотеку анонсировал президент России Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме. Инвесторы смогут кредитовать государство под инфраструктурные стройки на выгодных условиях. Это, по мнению президента, перезапустит в России инвестиционный процесс и даст мощный рост экономике.

Особенность предложенного фондом инструмента финансирования будет заключаться в том, что деньги на реализацию крупных инфраструктурных проектов привлекут от частных инвесторов через выпуск облигаций. При этом госбюджет предусмотрит госгарантии на эту сумму. Однако зарезервированная сумма госгарантий не будет сразу отнесена на госдолг. Минфин подготовит поправки в законодательство, чтобы учитывать госгарантии в качестве долга только в момент фактической выдачи денег. Обслуживаться и погашаться облигации будут за счет текущих расходов бюджета и поступлений, которые придут от уже реализованных проектов.

В классическом варианте инфраструктурные облигации погашаются за счет дохода от проектов, но в предложенном варианте работы фонда расплачиваться по обязательствам будет бюджет. Фактически государство берет на себя все финансовые риски по реализации инфраструктурных строек,  в том числе риски неокупаемости проектов.

– Сейчас мы уже можем говорить о том, что государство понимает необходимость своего участия в модернизации инфраструктуры. К сожалению, решить все вопросы за счет частника не получается, – считает специалист в сфере ГЧП, глава экспертного бюро Андрей Демин. – Могу сказать, что практически все инфраструктурные проекты убыточны. Вероятно, этот фонд будет работать со средствами негосударственных пенсионных фондов, которые будут покупать облигации фонда.

Действительно, в Волгограде по инициативе губернатора региона Андрея Бочарова уже реализуются две концессии в ЖКХ, причем именно на средства пенсионных фондов. В Правительстве РФ неоднократно называли волгоградские концессии успешными и рекомендовали другим субъектам РФ внедрять эту практику.

Эксперты говорят, что специальный фонд поможет реализовать сложные стройки, в которых регионы остро нуждаются, но инвестор не хочет идти на концессию или другую форму ГЧП из-за невыгодной экономики проекта. Объем вложений колоссален, а источников возврата средств немного. Например, в сфере модернизации инженерных городских сетей возврат инвестиций ограничивается тарифным регулированием. А вложения в дороги, в частности, могут не окупиться из-за низкого трафика. При этом и те, и другие проекты крайне необходимы территориям, поскольку несут в большей степени социальную нагрузку. Фонд сможет помогать тем регионам, у которых нет средств на софинансирование рентабельных проектов ГЧП.

Можно вспомнить, что инвесторов для строительства объездной дороги вокруг Волгограда не могли найти больше 10 лет. Значение этого проекта для территории трудно переоценить. Вывод транзитного транспорта за пределы города снижает экологическую нагрузку, увеличивает срок службы внутригородских магистралей, сокращает время в пути по федеральным трассам и соединяет важные федеральные направления: М-21 Волгоград – Каменск-Шахтинский, М-6 «Каспий» и «Подъезд к городу Элиста».

Несколько раз объявлялись конкурсы, однако желающих инвестировать свыше 14 млрд рублей в проект не нашлось, поскольку объемы транзита и рыночный тариф не отбивали вложений. В результате губернатор Андрей Бочаров вынужден был договариваться о финансировании с федералами за счет средств бюджета.

Новый фонд поможет привлечь инвестиции именно в такие проекты. В начале декабря на совещании у премьер-министра РФ обсудят уже первые из них – строительство овощебаз и платной дороги в Туле. Первый проект поможет снизить инфляцию, второй поможет в развитии нового производства, которое уже запущено в регионе.

– 300 млрд рублей в масштабах страны не очень-то большая сумма, – отмечает финансовый аналитик Карэн Туманянц. – Но, скорее всего, эти средства будут выдавать только под очень важные проекты. Мне, как потенциальному кредитору, пока непонятна система государственного гарантирования этих облигаций. Если имеется в виду, что так называемая госгарантия по бумагам фонда станет таковой (отнесется на госдолг) только в случае краха реализации проекта и необходимости выплаты кредитору, тогда у инвестора имеются довольно большие риски и это снизит привлекательность облигаций на рынке.  Если же госгарантия будет предоставляться в классическом смысле, тогда зачем заранее резервировать деньги в бюджете и вносить поправки в финансовое законодательство? Для инвесторов, желающих вложиться в бумаги, сейчас важно уточнить этот момент.

Добавить комментарий