Госзакупки станут прозрачными

Госзакупки станут прозрачными
Госдума приняла закон «О контрактной системе», направленный на совершенствование системы госзаказа и противодействие коррупции.Закон 44-ФЗ сменит ныне действующий 94-ФЗ и будет по-новому регулировать отношения заказчиков и поставщиков. Что изменится в системе госзаказа, «ВП» узнала у министра экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области Эльвиры Лагутиной.

– Закон о контрактной системе будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начнет действовать с 1 января следующего года, однако для некоторых из них предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон № 44 должен вступить в силу 1 января 2017 года, – пояснила министр. – В документе учтены недоработки действующего законодательства, а также международный опыт. Закон должен повысить качество обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению контрактов.

- Эльвира Васильевна, для чего все же потребовалось менять законодательство?

– Основной недостаток действующего федерального закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует в системе государственных и муниципальных закупок только узкую часть – определение поставщиков. В свою очередь закон «О контрактной системе» регламентирует весь цикл закупок от прогнозирования и планирования до приемки товаров, работ, услуг и анализа контрактных результатов. Основополагающим принципом отбора победителей сегодня является цена: чем ниже ее предлагает исполнитель, тем больше у него шансов заключить контракт. Многие заказчики недовольны таким подходом, потому что прямо пропорционально цене зачастую падает и качество. Нынешняя формула расчета победителей имеет также недоработки, позволяющие недобросовестным заказчикам писать задание под конкретного исполнителя, делая невозможной конкуренцию. Закон «О контрактной системе» должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки, анализа контрактных результатов и предотвратить коррупцию.

- Какие конкретно изменения в системе госзакупок предусматривает 44-ФЗ?

– В дополнение к уже существующим способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) законом № 44-ФЗ вводятся новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. В первом случае проводится конкурс, открытый для всех компаний, желающих принять в нем участие, однако им придется пройти предквалификационный отбор, а затем уже победителя определят среди тех, кто предложит лучшие условия исполнения контракта. Такую форму проведения конкурса заказчик может выбрать, только если для выполнения работы требуется особая квалификация. При проведении двухэтапного конкурса, исполнители сначала подают заявки без указания предложений по цене контракта – на этом этапе заказчик вправе проводить обсуждения с участниками торгов, – а затем участникам, прошедшим первоначальный отбор, предлагается представить окончательные конкурсные заявки уже с указанием цены. Запрос предложений – процедура, схожая с конкурсом. Законом определены случаи, при которых возможно проведение этой процедуры для определения поставщика, и когда ее проведение необходимо – а именно по итогам несостоявшихся торгов.

В определенных случаях новым законом допускается заключение контракта с несколькими участниками процедур закупок. При заключении долгосрочных, дорогостоящих стоимостью более 100 миллионов рублей и особо важных комплексных контрактов в состав документов должен включаться план-график исполнения.

- Что еще положительного новый закон несет для заказчиков и исполнителей?

– Помимо всего прочего, запланировано создание общественного совета по контролю государственных закупок, наделенного конкретными полномочиями вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков. Запланировано создание контрактной службы заказчика – подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Предусмотрены антидемпинговые меры. Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Станет возможным изменение и одностороннее расторжение контракта. Но возможность этих действий должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте. Таким образом, со вступлением закона «О контрактной системе» система госзакупок станет более систематизированной и удобной, как для заказчиков, так и для поставщиков.

Поделиться в соцсетях