Хотели как лучше

Волгоградские эксперты оценили закон о снижении ритейлерам ретробонусов и сокращении сроков оплаты товара

Отдельные положения, по мнению специалистов, осложнят жизнь некрупным сетям и не по- влияют на сетевых «монстров». А само снижение ретробонусов легко компенсируется сетями уменьшением цены контракта.

Поправки к закону о торговле Госдума приняла в третьем чтении, уже 29 июня документ был одобрен Советом Федерации РФ. Нормы вступят в силу через 10 дней после официального опубликования. С 1 января 2017 года ритейлеры и поставщики обязаны будут привести договоры в соответствие с новыми требованиями.

Как уже сообщала «ВП», законопроект снизит так называемые ретробонусы – вознаграждения, которые производители платят торговым сетям. Их размер обычно составляет определенный процент от суммы контракта и теперь, по закону, он не может превышать 5 %. Кроме того, для сетей сокращаются сроки оплаты поставленных товаров, в среднем на два-пять дней в зависимости от даты реализации. Любые другие вознаграждения запрещаются, а за нарушение принятых норм значительно увеличиваются размеры штрафов.

Закон инициировался в защиту товаропроизводителей и продовольственной безопасности и призван облегчить предприятиям доступ к рынкам сбыта. Однако уже в процессе работы над проектом отдельные его положения вызвали недовольство сетевиков и самих же производителей. На прошлой неделе с обращением выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).

– Мы ожидаем негативное воздействие на всех участников рынка, – отметил президент президиума АКОРТ Илья Ломакин- Румянцев. – Возможно падение объемов производства и загрузки производственных мощностей и, напротив, рост расходов отечественного производителя на собственную логистику и продвижение товаров. Дополнительные издержки на пере заключение всех договоров поставок покупатель будет вынужден компенсировать из своего кармана.

Среди других рисков – сужение ассортимента и сокращение доли новых товаров, снижение инвестиций в открытие новых магазинов. Как отмечают участники рынка, в боль- шей степени законопроект нацелен на гиганта российского пищевого ритейла сеть «Магнит».

Впрочем, как рассказал «ВП» на правах анонимности руководитель одной из волгоградских торговых сетей, именно «Магнит» в меньшей степени пострадает от новых норм. А вот по региональным сетям положения закона ударят чуть сильнее.

– Это не касается ретробонусов, поскольку эту норму легко обойти, – отметил собеседник. – Прежние суммы вознаграждений ритейлеры «отобьют», в особенности крупная сеть, которая диктует условия производителям. Региональным сетям в большей степени осложнит жизнь снижение сроков оплаты товаров. Рикошетом это ударит и по производителям.

– Теперь же логичнее сократить объем закупки или пересмотреть договора с учетом возврата непроданной продукции производителю, – поясняет эксперт. – Поэтому поправки в закон о торговле негативно скажутся и на производителях – не меньше, чем на сетях.

Поделиться в соцсетях