И швец, и продавец

Предприятиям легкой промышленности нужны рынки сбыта. В конкурентной борьбе цена и качество перестают быть определяющими, все большее значение приобретает способность выводить товар на рынок и удерживать там позиции. Легкая промышленность Волгоградской области рассчитывает на собственные силы, но возлагает большие надежды на протекционистскую политику государства.


Лицом к своим


– Руководство области готово оказать любую поддержку для того, чтобы наши предприятия развивались, – заявил врио губернатора Андрей Бочаров на «круглом столе», посвященном перспективам развития легкой промышленности Волгоградской области.

Напомним, что выездное мероприятие проходило в Камышине при участии представителей Минпромторга РФ. Тогда были осмотрены две крупные производственные площадки – ООО «Камышинский текстильный комбинат» и ООО«Камышинский текстиль», определены направления развития этих производств. Среди проблем, озвученных руководителями малых и средних предприятий легкой промышленности, преобладающими оказались недостаток инвестиций, оборотных средств и надежных каналов сбыта.

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отметил, что высокие кредитные ставки не позволяют обеспечивать должный уровень инвестиций в основной капитал, как следствие не развивается ассортимент. В то же время потребители готовы приобретать продукцию отечественного легпрома из-за высокого качества и соответствия стандартам. Влияют на всплеск патриотизма и события, происходящие в мире.

– В регионе есть потенциал, энергетика, мы готовы видеть здесь инвесторов и полностью сопровождать проект, – отметил Евтухов.

Финансовую, налоговую и кредитную поддержку должны дополнить административные меры, такие как принятие постановление о запрете закупки для госнужд товаров иностранного производства (в том числе с импортными комплектующими), консолидация усилий различных ведомств по борьбе с контрафактной продукцией, планомерная работа по продвижению отечественной продукции на российском рынке.

Форма и содержание

Господдержка для некоторых предприятий легкой промышленности уже стала ощутимым подспорьем.

– Практически во всех федеральных и региональных программах мы участвуем, – рассказал генеральный директор «Царицынской объединенной мануфактуры» Эдуард Ряховский. – Например, субсидирование лизинга позволило нам провести модернизацию и получить практически новое предприятие. Отличная программа реализуется Минтруда и социального развития по созданию рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, помогает решать кадровый вопрос областная программа «Трудоустройство молодых специалистов». Хороший толчок отрасль получила в связи с поддержкой на федеральном уровне введения школьной формы. У нас в прошлом году объем реализации по данной группе товаров вырос в пять раз,объем производства – почти на порядок.

– Когда мы открывали предприятие, о выпуске школьной формы даже не думали, а сейчас 90% продукции реализуется именно через этот канал, – соглашается директор ООО «Иль Тесоро» Виталий Третьяк.

Кажется, вот оно – решение по гарантированной загрузке производственных мощностей и обеспечению стабильного канала продаж. Однако нормативно навязывать покупку формы отечественного производства нельзя, лишать российские фабрики этого рынка (а он оценивается в пределах 50-100 млрд рублей) – недальновидно. Учитывая, что производители школьной формы есть в каждом субъекте РФ, а их общее количество превышает две сотни, российское правительство занялось разработкой рекомендаций главам субъектов РФ по организации прямой системы закупок «совет школы – производитель». Интересы родителей школьников пострадать не должны, так как непосредственный контакт уберет из стоимости розничную наценку.

Виктор Евтухов сообщил, что в ближайшее время будет разработан специализированный российский интернет-ресурс. На электронной площадке разместят реестр российских производителей школьной формы с фотоизображениями, сертификационными данными и описанием качественных характеристик. Объем, который предстоит «отстоять» волгоградским производителям на региональном рынке, – 120 тысяч комплектов школьной формы. Есть за что побороться.

Принцип окупаемости

Трикотажные производства связывают свои перспективы исключительно с ростом продаж.

– Мы понимаем, что если оборудование дорогое, а продукция дешевая, окупаемость можно обеспечить только валом, – говорит Виталий Третьяк. Возглавляемое им малое предприятие с занятостью менее 100 человек под многие программы субсидирования не подпадает. Максимально возможная поддержка – не более 1 млн рублей, в то время как один станок стоит до 100 тысяч евро. И все же предприниматели планируют к уже вложенным 20 млн рублей добавить еще 40 млн, оценивая сроки окупаемости в 5-7 лет.

Генеральный директор ООО «Урюпинский трикотаж» Тамара Гаврилова настроена не столь оптимистично:

– Производство трикотажных изделий в современных условиях рискованно и малодоходно. Слишком много зависит от моды, платежеспособности покупателей. Остро ощущается недостаток оборотных средств: закупка полотна, отделки, оплата энергоресурсов требуют немедленной оплаты, а реализация продукции растягивается во времени.

Если в советские времена продукция предприятия поступала на 25 крупных баз, то сейчас ее реализацией производителю приходится заниматься самостоятельно – мотаться на своих машинах по городам и весям.

– Мы уже начали осваивать рынок Крыма, – сообщила Гаврилова. – Потому что даже в родном Урюпинске продается продукции в 10 раз больше, чем в областном центре. А войти в сети чрезвычайно сложно.

Места на полках действительно не хватает. По данным российского Минпромторга, возможности производства в пять раз превышают возможности продаж. Значит, нужно развивать региональные, локальные сети, малые и специализированные формы торговли.

У волгоградского кожевенного производства проблем со сбытом пока нет. Последние 3-4 года ПО «Шеврет» наращивало мощности и уже достигло потолка возможностей. Генеральный директор Татьяна Володина сегодня опасается только одного – введения запрета на экспорт wet-blue (влажного полуфабриката для изготовления различных видов кож). Небольшой запас времени есть, ведь с учетом нынешнего состояния отрасли мера, направленная на то, чтобы как можно больше сырья оставалось внутри России, приведет к обратному эффекту и закрытию половины российских кожевенных производств. Но уже сейчас ПО «Шеврет» срочно привлекает частных инвесторов для перехода на производство полуфабриката следующего уровня crust (обработанной и окрашенной кожи).

Процесс активной модернизации должен начаться не только в легпроме.

– У нас есть уникальная возможность – с поддержкой Минпромторга РФ сделать так, чтобы на территории Волгоградской области запустить промышленный потенциал, – отметил глава региона Андрей Бочаров. – В рамках дозволенного мы будем вести протекционистскую политику по отношению к товарам регионального производства для того, чтобы жители Волгоградской области и других регионов выбирали нашу продукцию.