Инвесторы смогут пожаловаться на волокиту лично вице-губернатору

В Волгоградской области вводится новый порядок прямой связи инвесторов с руководством области – теперь на волокиту чиновников бизнесмены могут пожаловаться напрямую профильному заместителю губернатора по телефону или через интернет. Наш экономический обозреватель на примерах из других регионов выяснил, чего теперь ждать чиновникам - волны жалоб или инвестиций.

Жалобы принимаются онлайн

1 ноября комитет экономической политики и развития администрации Волгоградской области утвердил новый порядок и каналы прямой связи инвесторов с руководством региона (приказ №70н).  Согласно документу инвестор может сообщить заместителю губернатора – председателю комитета экономической политики и развития о своей проблеме в телефонном режиме (телефоны указаны в нормативном акте) или по электронной почте, в том числе через форму «обратной связи» на инвестпортале. Все обращения официально регистрируются в течение одного рабочего дня, а еще максимум через день назначается ответственный сотрудник комитета, который обязан направить мотивированный ответ инвесторам в течение 10 рабочих дней после регистрации обращения. Впрочем, он может быть продлен еще на 10 дней, если для ответа нужно изучать дополнительные документы.

В приказе оговаривается, что все нарушения прав инвесторов должны быть устранены в срок до 3 месяцев. Правда, если комитет не может решить проблемы из-за отсутствия полномочий, обращение могут переслать в другое ведомство. Там готовят ответ и принимают меры в те же сроки. 

Экономика времени

Руководитель одного из крупных предприятий Волгоградской области рассказал нам, что у бизнеса нет проблем с оперативным ответом от чиновников. Есть вопросы к их формальному содержанию.

– Многие проблемы носят системный характер и требуют решения на уровне федерального центра, поэтому жаловаться по таким вопросам вице-губернатору бесполезно. Да, региональная власть может выступить с законодательной инициативой, но время от ее разработки до рассмотрения в правительстве или Госдуме – несколько лет. Реальную помощь местная власть может оказать в вопросах подключения к инфраструктуре, но для этого нужен жесткий разговор с энергосетевыми компаниями, у которых тоже большой клубок своих структурных проблем: от нехватки кадров до дефицита мощностей.

Кстати, в обычном порядке чиновники обязаны ответить на письмо в срок не позднее 30 дней. То есть комитет сократил эту процедуру на 20 дней, хотя только практика может показать, какими будут ответы инвесторам – формальными или конкретными. 

– Видимо, недовольство есть с двух сторон: у власти, которая старается привлечь инвестиции, и у предпринимателей, которые не были когда-то услышаны, – отмечает специалист в сфере государственно-частного партнерства, глава экспертного бюро Андрей Демин. – Я считаю, что такого рода приказы системно не могут ничего решить, поскольку проблемы лежат в первую очередь в области экономики, а не бюрократии. Регион может быть не интересен инвесторам с точки зрения невысокого потребительского спроса, рискованных климатических условий, общих проблем местного законодательства.

По мнению Демина, если расставлять приоритеты, то в первую очередь инвестора будет интересовать экономика проекта, в том числе снижение налогооблагаемой базы и адекватные действия налоговой инспекции. Также важна понятная и реально работающая нормативная база субъекта РФ, общая репутация территории по предыдущим проектам, и только затем прямой доступ к высшим чиновникам. «Такая обратная связь может дать только одно – возможность пожаловаться на волокиту другого чиновника. И если это единственная причина, то это работает», – говорит эксперт.

Ориентир на Татарстан

Практика других регионов показывает, что быстрых результатов в этой сфере не будет. Например, в Татарстане (республика – один из лидеров в РФ по привлечению инвестиций) выстраивали систему работы с инвестором почти 20 лет. Кстати, сейчас она рекомендована Министерством экономического развития РФ всем регионам, но не все территории могут позволить себе реализовать некоторые ее элементы.

Например, еще в 1998 году в Татарстане для резидентов особой экономической зоны «Алабуга» специальным региональным законом ввели полное освобождение от всех налоговых платежей, кроме единого социального налога и налога на доход физических лиц. В результате на этой территорий в короткий срок были построены десятки производств. Однако уже в 2003 году закон пришлось отменить из-за формальных противоречий с федеральным законодательством.

Кстати, эффект новаций конца 90-х годов в Татарстане чувствуется до сих пор – и сегодня «Алабуга» приносит 68% совокупной выручки и 42% налоговых сборов от всех особых экономических зон России.

– Насколько мне известно, когда инвестор в Татарстане проходит весь путь и готов подписать инвестиционное соглашение, то делается это либо президентом Татарстана, либо в его присутствии, – рассказывает Андрей Демин. – Дальше начинается жесткая ответственность за выполнение взятых на себя обязательств лично перед президентом, как у чиновников в аппарате, так и у инвесторов. Если что-то пошло не так, можно обратиться лично к президенту.