Как закрыть "черную дыру" в ЖКХ

Участники Школы кадрового резерва выдвинули ряд предложений по совершенствованию коммунальной отрасли. Очередное заседание Школы кадрового резерва, которая проходит в Волгограде при поддержке партии "Единая Россия", было посвящено проблемам ЖКХ. Общественники и представители власти искали пути решения самых наболевших вопросов "коммуналки" – от износа жилого фонда до недобросовестности управляющих компаний.

О серьезности сегодняшних коммунальных проблем свидетельствует хотя бы тот факт, что согласно последним опросам наиболее важными для себя их считают 53% россиян. Зачастую необоснованный рост тарифов, неразбериха на рынке услуг по управлению объектами жилого фонда вызывают справедливое недовольство со стороны населения. Как следствие, в доле обращений в органы государственной власти и местного самоуправления жалобы по проблемам ЖКХ также занимают одно из главных мест.

– Чтобы понимать масштаб проблем, достаточно знать несколько цифр, – отметил заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. – Годовой оборот отрасли ЖКХ в стране составляет более четырех триллионов рублей, это почти 7% валового внутреннего продукта. Причем собственники за услуги ЖКХ платят 1,5 триллиона рублей, то есть около 3% ВВП. Это огромные цифры.

При этом собираемость платежей в среднем по России составляет 93,6% от начисленного. Если оставшийся процент перевести в рубли, то в среднем отрасль ежегодно недобирает порядка 100 миллиардов рублей. Неплатежи тесно связаны с такой острой для всех регионов коммунальной темой, как недобросовестность управляющих компаний. Только по итогам прошлого года в стране по линии Госжилнадзора в этой сфере было выявлено почти 62 тысячи нарушений. Количество жалоб на недобросовестное содержание многоквартирных домов достигло 164 тысяч, что значительно больше по сравнению с предыдущим периодом.

Другой комплекс проблем – изношенность инфраструктуры. Сегодня в стране требуют замены порядка 28% тепловых сетей и 40% сетей водоснабжения и водоотведения. Отсюда огромное количество коммунальных аварий и сбоев. Беспокойство вызывает и состояние жилищного фонда. С 2009 года в РФ с использованием средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ было отремонтировано порядка 400 миллионов квадратных метров жилья. Тем не менее в ремонте по-прежнему нуждаются примерно 30-40% домов.

И это при том, что плата за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе российской семьи – одна из самых высоких в Европе: примерно 10%.

– Подготовлен ряд законодательных инициатив, которые должны устранить наиболее серьезные проблемы, – подчеркнул Павел Качкаев. – Прежде всего, это закон о долгосрочном регулировании совокупного коммунального платежа. С 2016 года начнут действовать индексы повышения платы за жилищно-коммунальные услуги, которые будут устанавливаться на несколько лет вперед. Это позволит и собственникам, и инвесторам, и представителям власти гораздо яснее понимать – сколько средств и за что будет собрано, чтобы в дальнейшем планировать ту или иную работу.

В скором времени будет вынесен на второе чтение и законопроект о лицензировании управляющих компаний. По сравнению с первой редакцией документ претерпел ряд серьезных изменений. В нем значительно снижены требования к управляющим организациям, которые готовы работать в коммунальной сфере.

Одно из основных условий – раскрытие информации о деятельности предприятия, чего так добиваются собственники. С одной стороны, закон позволит повысить ответственность управляющих организаций, а с другой – даст возможность гораздо эффективнее влиять на процесс управления жильцам и общественным объединениям. В частности, собственники смогут потребовать не выдавать недобросовестным компаниям лицензии.

Как отметили волгоградские эксперты, регион возлагает на это новшество особые надежды. В частности, тема необходимости лицензирования управляющих организаций обсуждалась на недавней встрече Андрея Бочарова с Общественной палатой области.

По мнению специалистов, лицензирование управляющих организаций позволит снизить коммунальные долги, которые сегодня исчисляются в регионе миллиардами рублей. Так, неплатежи ресурсоснабжающим предприятиям превышают шесть миллиардов рублей – по сравнению с 2013 годом эта цифра увеличилась на треть. Сумма причиненного ущерба в сфере волгоградского ЖКХ оценивается как минимум в 450 миллионов рублей.

Для наведения порядка в ЖКХ глава региона Андрей Бочаров предложил создать в Волгоградской области государственную управляющую компанию и единый расчетно-кассовый центр для контроля за платежами. По словам главы региона, главное сейчас – вернуть то, что было украдено, и не допускать впредь незаконных схем. Лицензирование же управляющих компаний как нельзя лучше будет этому способствовать. Кроме того, глава Волгоградской области не раз обращал внимание на необходимость подключения силового блока к решению вопросов работы недобросовестных коммунальщиков.

– Перед регионом поставлена задача разработать "дорожную карту" по выходу из создавшейся ситуации, – отметил временно осуществляющий полномочия министра ЖКХ и ТЭК области Александр Заборский. – Причем упор сделан на областной центр, где коммунальные проблемы стоят острее всего. Зачастую в возникновении многих проколов виноваты непосредственно муниципалитеты, которые уходят от своих полномочий в сфере управления муниципальным жилищным фондом. В этом направлении также будем работать более плотно и детально.

Участники дискуссии поддержали предложение по скорейшему принятию правил лицензирования деятельности управляющих компаний. Кроме того, они призвали представителей обеих ветвей власти обратить пристальное внимание на вопросы роста тарифов и обновления жилищного фонда за счет участия в федеральных программах.