Киоски в стиле «сталинский ампир»

Нужна ли Волгограду нестационарная торговля. Мэрия города на днях заявила о том, что назрела необходимость привести в порядок внешний вид областного центра и перенести торговые точки из киосков и ларьков в стационарные объекты, предложив предпринимателям места на рынках, ярмарках и в торговых центрах.

Новый век

Ликвидация этих объектов продиктована не только эстетическими соображениями, но и необходимостью соблюдения санитарных норм и гигиенической безопасности, пояснили в администрации Волгограда. Разномастные киоски, стоящие, зачастую, в совсем неподходящих местах, – наследие 90-х годов прошлого века, времени, когда только началось активное развитие предпринимательства. В тот момент мало кого интересовало, как павильоны впишутся в городской стиль, власть должна была обеспечить занятость населения, пока простаивали производства. Сегодня уже никто не поспорит, что ларьки – это пережиток прошлого, и в преддверии крупных мировых соревнований, которые предстоит принимать Волгограду, город необходимо облагородить, а продавцам обеспечить комфортные условия труда. Но как это сделать, не нанеся урон малому бизнесу?

Владелица сети павильонов быстрого питания Виктория Гриева считает идею привести город в порядок хорошей, но требующей досконального обсуждения.

– Мы готовы переформатировать павильоны, привести их в единый вид, который утвердит мэрия, готовы идти на компромиссы, но нам не хотелось бы терять «насиженные» места и клиентскую базу, – отмечает Виктория.

Помнить о чистоте

Между тем, российская практика показывает, что оптимальный вариант решения проблемы – создание схемы размещения павильонов и приведение их в единый вид.

– Я уже два года продвигаю идею переформатирования нестационарной торговли, – говорит уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области Андрей Ващенко. – Рационально было бы в масштабах города или даже страны перенаправить энергию предпринимателей, занятых в этой сфере, помочь им выйти на более профессиональный уровень торговли – магазинов шаговой доступности, которые нужны, несмотря на кажущееся обилие супермаркетов.

А для этого, считает Ващенко, нужно сделать инвестиционные паспорта муниципальных и городских районов, чтобы предприниматели понимали, где и с какими объектами они нужны и будут востребованы.

– Нормативы обеспеченности торговыми объектами существуют, они есть и в Волгограде, – поясняет бизнес-омбудсмен, – поэтому было бы рационально принять соответствующую региональную программу и на льготных условиях предоставлять бизнесу землю под строительство, а также кредитную поддержку и договариваться с предпринимателями о том, чтобы они реализовывали продукты местных производителей. Такая продукция не выгодна сетям, поскольку у нее маленький срок годности, им проще приобрести в большом количестве фабричные обработанные упакованные продукты. Магазины шаговой доступности могли бы сформировать альтернативную сеть реализации продукции, которая производится нашими мясоперерабатывающими предприятиями и фермерскими хозяйствами. Я думаю, это могло бы стать решением проблемы, потому что киоски – это вчерашний день, в том числе и по санитарным нормам.

Меньше, да лучше

Главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко считает, что торговые павильоны имеют право на жизнь на улицах города, но Волгограду нужна схема размещения объектов. Киоски должны размещаться на территориях, необеспеченных в должной мере стационарной торговлей.

– Мы предлагаем сделать зонирование, как, например, в Москве. В центре Волгограда доминирует «сталинский ампир», и павильоны, расположенные здесь, должны соответствовать именно этому стилю, а на периферии могут быть другие, но они также должны иметь единый вид, – говорит Моложавенко. – Мы считаем что, нужно выработать стратегию и действовать в ее рамках, потому что просто так нельзя выносить павильоны, за каждым из них стоит бизнес и рабочие места. В соответствии с федеральным законом областное руководство должно утвердить схему размещения торговых объектов. На территориях, обеспеченных стационарной торговлей, должно быть меньше павильонов, а там, где не хватает магазинов, нужно разместить больше.

По официальным данным администрации Волгограда, в городе существует дефицит торговых площадей в сегменте объектов «шаговой доступности». Многие волгоградцы привыкли ежедневно совершать покупки товаров повседневного спроса по пути домой, а количество торговых объектов, реализующих эту продукцию, в Волгограде в 3 раза меньше, чем в других городах миллионниках. Поэтому ясно, что «нестационарка» городу нужна, но в более цивилизованном виде.