Кодекс чести купеческой

Соблюдение кодекса предпринимательской чести должно сделать диалог бизнеса и власти более продуктивным
Местный бизнес в Волгоградской области будет соблюдать этику. Волгоградские бизнесмены смогут проверить «купеческое слово» своих партнеров – в регионе разработан проект Кодекса предпринимательской деятельности, который предлагается соблюдать всем участникам бизнес-процессов.

Информация о подписавших Кодекс будет публичной, так что проверить честность бизнесменов смогут все желающие. Как считает корреспондент «Делового вторника» Максим БАННОВ, таким образом предпринимательское сообщество намерено выполнить наказ губернатора Андрея Бочарова отринуть наследие лихих 90-х и выйти из тени.

Проект «Кодекса этики предпринимательской деятельности» в Волгоградской области разработан Общественным советом при уполномоченном по защите прав предпринимателей по итогам августовской встречи губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова с представителями предпринимательского сообщества региона.

– Исторически предпринимательство на нашей земле очень хорошо развивалось, – подчеркивал тогда Андрей Бочаров. – Этот потенциал никуда не исчез. Но его задавили 90-е годы, Волгоградская область в них задержалась, это наследие живо и дало метастазы. Нам хотелось бы перевернуть эту страницу, чтобы бизнесу было интересно работать открыто и легально, а не участвовать в серых схемах.

Выйти в легальную сферу, работать по общим стандартам предпринимателям и должен помочь Кодекс. Документ носит рекомендательный характер, никаких санкций за его нарушение не предусмотрено. Однако для властей соблюдение правил Кодекса будет своеобразным маркером, который свидетельствует об исполнении со стороны предпринимателя принципов открытости, прозрачности и законности ведения бизнеса.

– Сегодня мы получаем огромное количество отзывов и предложений от делового сообщества, стараемся все их учесть, – отметила волгоградский бизнес-омбудсмен Ольга Устинова.– Общественные организации, объединяющие бизнесменов региона, подпишут итоговый вариант Кодекса.

Документ закрепляет принципы, которыми должен руководствоваться каждый волгоградский предприниматель, стремящийся к сохранению успешного бизнеса. Кодекс определяет отношения как внутри предпринимательского сообщества, так и бизнеса с властью и обществом. В бизнес-сфере волгоградским предпринимателям надо быть «открытыми, честными и порядочными в деловых отношениях, выполнять компетентно, надежно и тщательно взятые на себя обязательства в отношении всех участников рынка», говорится в проекте документа.

Предприниматели должны «допускать только добросовестную конкуренцию, реализуя принцип равных возможностей».

Второе условие успешной работы – выстраивание продуктивных отношений с властью, причем инициатива должна исходить от предпринимателей. Кодекс предлагает им «способствовать выстраиванию с органами власти уважительных и устойчивых отношений на основе справедливых, равных и долговременных условий профессиональной деятельности».

В отношениях с потребителями перед предпринимателями Кодекс ставит задачу совершенствования качества работ и услуг с учетом социальной ответственности перед обществом и государством. Бизнесу рекомендуют «принимать участие в социальных программах, по мере возможности способствуя развитию благотворительности и меценатства». Одновременно документ напоминает о необходимости «совершенствовать условия труда, создавая необходимую базу для развития профессионального потенциала своих сотрудников».

По мнению председателя Общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Андрея Ващенко, деловое сообщество приходит к тому, чтобы систематизировать свои отношения с контрагентом. А сам Кодекс относится, прежде всего, к упорядочиванию отношений в бизнес-среде. Причем будет создан доступный публичный реестр организаций и предпринимателей, подписавших этот документ.

– Прежде всего, это должны быть участники деловых организаций, таких как «Деловая Россия», «ОПОРАРоссии» и Торгово-промышленная палата. Это должно стать своего рода знаком качества организации, – считает Андрей Ващенко.

С тем, что такой Кодекс нужен, согласен и бизнесмен, экс-мэр Волгограда Евгений Ищенко. Он считает, что «база данных деловой репутации» предпринимателей была бы полезной, а сама система могла бы строиться по аналогии с банковской кредитной историей.

– Нельзя ждать быстрого результата от этой работы. Но со временем сложится база данных людей и организаций с хорошей репутацией, что благотворно отразится на ведении бизнеса, – говорит Евгений Ищенко.

– Очень важно начать эту работу. В дальнейшем возможны изменения и поправки в Кодексе, но это не изменит сути, – считает глава волгоградского реготделения «ОПОРЫ России» Андрей Удахин. – Каждый предприниматель сам добровольно принимает решение подписывать этот документ или нет.

DNG

Поделиться в соцсетях