Когда абонент легкодоступен

Мобильные спам-сообщения – настоящий бич нашего времени. С тотальным распространением Интернета и разнообразных телефонов-коммуникаторов, «традиционные» способы общения между людьми в виде смс постепенно отмирают, как почти исчезли в свое время рукописные письма. Так и получается, что важная информация передается если не в разговоре, то в социальных сетях и мобильных мессенджерах, а раздел «смс» в телефоне все больше напоминает хранилище для разного рода спама.

Ситуация, когда в течение дня на отдельно взятый телефонный номер приходит порядка 5-7 рекламных смс, достаточно типична. И далеко не всегда абонент дает на это разрешение отправителю, зачастую люди даже не знают, откуда взял их номер банк, в котором они никогда не обслуживались, или салон красоты, о существовании которого они узнали только после прочтения той самой эсэмэски. Причем, если рассылки зачастую обезличены, то телефонные звонки с навязчивым предложением услуг уже осуществляются адресно – потенциального клиента называют по имени и отчеству.

Попытки узнать откуда получены контактные данные к успеху, как правило, не приводят. Менеджеры организации в лучшем случае говорят, что номер получен «от кого-то из знакомых», а то и вовсе беззастенчиво ссылаются на закон о защите персональных данных, не отдавая себе отчета в том, что своими действиями они как раз его и нарушают.

Способов организовать такие массовые рассылки существует два. Первый и наиболее распространенный – покупка баз данных с номерами и именами абонентов. Это как раз тот случай, когда представители незнакомой вам ранее организации называют вас по имени или… по имени того, на кого оформлена ваша sim-карта.

– В таких случаях абоненты чаще всего начинают предъявлять претензии к своему сотовому оператору, – говорит пресс-секретарь компании "Билайн" Светлана Кашина. – Между тем, операторы в этом не замешаны, наши базы данных тщательно охраняются, более того, мы стараемся оградить наших клиентов от такого рода рассылок. Важно помнить, что сотовый оператор не делает рассылки рекламы от третьих лиц на номера своих абонентов, это происходит, если вы сами оставляете свой номер в каком-нибудь магазине или салоне, либо если ваш номер попал туда обманным путем. Нежелательные номера можно заблокировать, воспользовавшись услугой «черного списка», а на нашем сайте, например, есть также специальная форма «Пожаловаться» – для получения обращений, их анализа и работы по ним.

С телефонным спамом бороться сложно, хотя бы потому, что масштабы его действительно необъятны. По словам пресс-секретаря компании МТС Юлии Феоктистовой, ежедневно блокируются порядка миллиона спам-сообщений. Кроме того, способы блокирования различаются по своей сложности. Иногда спам приходит с конкретного телефонного номера, а иногда вместо номера видно только название отправителя. В таких случаях черные списки уже не работают, необходимо обращаться на специальные номера оператора и сообщать туда информацию о рассылке, чтобы началась работа по выявлению. Кроме того, операторы сами постоянно отслеживают номера, которые проявляют нездоровую активность в рассылках и блокируют их.

Что касается способов получения базы номеров, то их очень много. Это могут быть нечистоплотные сотрудники салонов сотовой связи, которые производят подключение, либо недобросовестные фирмы, где человек оставляет информацию по собственному желанию. В конечном счете, в таких случаях роль всегда играет человеческий фактор.

Впрочем, есть еще и другой вариант, когда рассылка производится по номерам, которые формирует компьютерная программа-компилятор. Цифры подбираются в случайном порядке, часть номеров оказываются «пустыми», зато часть вполне рабочими. Их программа отбирает и формирует из них целые базы, которые потом выставляются на продажу. Правда, в этом случае абонента уже вряд ли назовут по имени, потому что о нем не знают ничего, кроме набора цифр его телефона. С такими базами чаще всего работают мошенники, рассылающие смс с различными просьбами, суть которых сводится к одному – перечислить некую сумму денег.

Конечно, лучше всего – соблюдать осторожность и стараться лишний раз вообще не оставлять свой номер где-либо, ведь возможность утечки есть всегда. Но если это все же произошло, и спам стал слишком навязчивым, то с этой проблемой необходимо обращаться в Роскомнадзор, где существует специальный отдел, ответственный за работу с персональными данными.

Согласно решению все того же Роскомнадзора, штрафы за утечку данных в ближайшем будущем возрастут до 100 тысяч рублей, так что дело принимает серьезный оборот.

Если же становится понятно, что речь идет о мошенничестве, то тогда стоит обратиться в полицию. Этим вы обезопасите не только себя, но и миллионы других, ставших легкодоступными, абонентов, которые могут быть жертвами собственной доверчивости.