Контролировать расходы по коммуналке в Волгоградской области будут в режиме онлайн

В Волгоградской области идет процесс по созданию Единого центра процессинга и биллинга. В рамках деятельности ЕЦПиБ будет внедряться Система автоматизированных расчетов в сфере ЖКХ. Суть новинки корреспонденту «ВП» объяснил председатель комиссии по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей среды Общественной палаты Волгоградской области Олег Капустин.


– Олег Семенович, процессинг и биллинг для большинства волгоградцев – слова незнакомые. Что это по сути?

– Дословно биллинг – это процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок и определения тарификационных признаков объекта счетообложения. Процессинг – это деятельность по обработке информации, используемой при совершении платежных операций. А по сути это возможность получать информацию по всем платежам в режиме онлайн. Сейчас разработкой системы, позволяющей любому гражданину получить доступ к информации по платежам за услуги ЖКХ, занимается ОАО «УЭК». Планируется создание центров процессинга и биллинга в каждом районе РФ.

– Чем вызвана необходимость создания таких центров?

– Их создание предусматривает прозрачную систему расчетов за ЖКХ. Граждане, получая квитанции единого информационного расчетного центра, могут быть уверены, что они не напечатаны мошенниками, в них нет путаницы, употреблены правильные действующие тарифы, а также граждане имеют массу различных способов эти квитанции оплатить. Это убирает с рынка недобросовестные управляющие компании. Как мы знаем, все услуги подразделяются на жилищные и коммунальные. Тарифы на коммунальные услуги контролируются органом тарифного регулирования, тарифы на жилищные услуги устанавливаются общим собранием собственников. Создание единого центра процессинга и биллинга региона предусматривает стандартизацию процессов расчетов начислений в сфере ЖКХ, формирование единых платежных документов. Плательщик будет получать единый платежный документ, но за каждую услугу он будет платить не управляющей компании, а непосредственно ресурсоснабжающим организациям. ЕИРЦ осуществляет начисления и организует сбор средств за ЖКУ, обеспечивает полноценное расщепление денежных средств между поставщиками. При такой схеме подписывается соглашение, что денежные потоки, минуя УК, поступают непосредственно к поставщикам жилищных услуг. Так раньше было, но потом волевым решением было принято перечислять их УК, теперь все возвращается на круги своя.

– Есть ли возможность проследить, как и за что начисляются деньги?

– Безусловно. На основании показаний приборов учета в режиме онлайн вы можете проследить, сколько энергии потребляет ваша квартира, сколько света, газа, и отследить в квитанции. Для этого предусмотрено так называемое «расщепление платежей».

– А что касается общедомовых нужд?

– Аналогично. Для этого необходимо обратиться в информационный центр. Всю информацию и все счета потребители должны получать в одном месте. Каждый житель города имеет право знать, за что и кому он заплатил по счетам. Кроме того, центр обеспечит оперативное доведение информации о задолженности до граждан.

– Так когда в нашем регионе появятся такие удобные «честные» центры?

– Пока их создание только в стадии переговоров, но уже к концу 2015 года единая квитанция по оплате ЖКУ появится во всех регионах, включая наш. Во многих областях начали или начинают свою работу единые информационно-расчетные центры ЖКХ. Они берут на себя все вычисления и доставку квитанций до жителей. Единый платежный документ в идеале должен содержать все – от строчек горячего водоснабжения до оплаты Интернета.

DNG