Кто спроектирует главную спортивную арену области

Министерство экономики Волгоградской области объявило конкурс на проектирование нового Центрального стадиона в областном центре. Таким образом, фактически дан старт возведению новой главной спортивной арены региона.

По условиям контракта, который будет заключен с проектной организацией в результате конкурса, новый стадион должен вмещать не менее 45 тысяч зрителей. При этом, как пояснил председатель комитета по подготовке и проведению чемпионата мира 2018 года правительства Волгоградской области Игорь Козлов, проект должен предусматривать возможность трансформации стадионных конструкций до 35 тысяч зрителей.

По условиям контракта стадион должен быть оборудован по последнему слову техники. На стадионе должна быть в наличии современная система обеспечения телетрансляций, в том числе и телевидения высокой четкости (НD). Проект обязательно должен пройти экологическую экспертизу и должен быть выполнен на основе европейских «зеленых стандартов».

По словам Игоря Козлова, пока рано говорить, какой облик примет новый стадион. По мнению руководителя комитета, в качестве участников этого конкурса ожидается появления крупнейших проектных компаний мира. Стоимость проектных работ нового стадиона составляет 1,1 млрд рублей, а на строительство самого стадиона потребуется, по разным оценкам, не менее 10 млрд рублей.

Принимая во внимание масштаб проекта, среди потенциальных участников вполне возможно появление известного турецкого холдинга ЕNKA, разработавшего проект самого современного стадиона «Донбасс-Арена» в Донецке, и австрийской фирмы «Alpine Holding» («Альянс-Арена» Мюнхен). Фигурируют имена других признанных авторитетов в сфере проектирования спортивных сооружений.

Руководители волгоградских проектных организаций считают, что реализовать проект такой сложности какой-то одной проектной организации в регионе будет совсем не просто. По мнению директора ООО «Универсалпроект» Эльвиры Бондаренко (проекты «Волжские паруса», «Волгоград СИТИ») целесообразно в рамках одной из саморегулируемых организаций Волгограда привлечь для этой работы сразу несколько квалифицированных проектных организаций.

Директор одного из старейших проектных организаций Волгограда ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков разделяет мнение коллеги об эффективности использования коллективного творчества. По его мнению, уже на стадии проектирования необходимо предусмотреть возможность эффективного использования стадиона не только для проведения футбольных матчей.

– Если мы вкладываем в этот проект огромные деньги, в том числе бюджетные, нам необходимо предусмотреть не только возможность проведения футбольных матчей раз-два в неделю, но и дать возможность использовать стадион для других видов спорта. В идеале сделать в Волгограде базовый центр для проведения сборов национальных команд, например, легкоатлетических, чтобы этот дорогостоящий объект в одночасье не повис на муниципальном балансе непосильным финансовым бременем, как это часто бывает, – считает Куприков.

Эксперты также разделяют идею губернатора области Сергея Боженова о том, что новый Центральный стадион должен быть уникальным с эстетической точки зрения сооружением, которое должно органично вписаться в архитектурный ансамбль Волгограда.

В последнее время строительство стадионов превратилось в настоящий бенефис дизайнерской мысли и архитектурных изысков. Настоящие звезды архитектуры, конечно, нечасто берутся за проектирование стадионов, но если это происходит, получаются настоящие шедевры. К примеру, над проектом мюнхенской «Альянс-Арены» работали известные швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон – авторы культовых «Тейт Модерн» в Лондоне и «Форума» в Барселоне.

Те, кто был в столице Баварии, несомненно, видели это чудо дизайнерской мысли. Фасад «Альянс-Арены» состоит почти из 3000 воздушных подушек из тончайшей полимерной пленки, закрепленных на стальном каркасе. Днем стадион ничем не выделяется и скорее похож на надувную лодку или гигантскую автомобильную покрышку. Зато вечером, когда фасад начинает подсвечиваться изнутри, он приобретает просто фантастический инопланетный облик. Причем подсветка несет еще и ярко выраженный символический подтекст. На играх «Баварии» арена зажигается красным светом, являющимся клубным для этой команды. Во время матчей другой баварской команды «Мюнхена-1860» – синим, а когда на стадионе играет немецкая сборная, фасад «Альянс-Арены» зажигается ярким белым светом.

Думаем, проектировщикам стоит также обратить внимание на мекку болельщиков лондонского «Арсенала» – новый красавец стадион «Эмирейтс». Его строительство обошлось клубу в ?390 млн, но ?100 млн из них удалось вернуть уже на стадии проектирования. Собственники стадиона заблаговременно продали имя арены на 15 лет крупнейшей дубайской авиакомпании «Emirates Airlines». Новый «Эмирейтс» – это стадион совершенно нового поколения, где смотреть футбол не только приятно, но и комфортно каждому из 60 тысяч болельщиков, которых готов вместить стадион. Причем примерно 9000 из этих мест приходится на vip-зоны и ложи, самая роскошная из которых называется Diamond Club. Эта суперложа на 80 человек представляет собой элитный закрытый клуб с ценой абонемента в ?100 000 на три года. Внутри этого богемного места комфортный лаунж с панелями из орехового дерева в стиле ар-декор и ресторан, где свои кулинарные изыски гостям демонстрирует всемирно известный гуру французской кухни Раймон Блан.

Конечно, нельзя обойти вниманием и самую большую европейскую футбольную арену «Камп Ноу» в Барселоне. Точнее, ее музей, который ежегодно посещают порядка 1,2 млн человек. Помимо обычных трофеев, здесь есть и мультимедийный зал с тачскринами, на которых можно «пролистать» всю историю «Барсы», а также организована постоянно действующая выставка живописи с оригиналами работами Дали и Миро.

В общем, как говорится, возможности проекта ограничены лишь фантазией и талантом его авторов. Хочется верить, что компетентная комиссия по проведению конкурсных процедур прислушается и к мнению волгоградцев, выбрав из представленного многообразия оптимальный проект, который на долгие годы станет гордостью и визитной карточкой Волгограда.