Квадратные метры нарежут через Интернет

Порядок получения разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию значительно упрощен

Теперь большинство необходимых документов в России контролирующие органы будут самостоятельно запрашивать в органах власти, в электронном виде смогут сдавать сведения и застройщики. Как выяснила наш экономический обозреватель Татьяна ДМИТРИЕВА, волгоградские участники отрасли приветствуют федеральные новации, но сомневаются, что чиновники смогут выдержать столь жесткие сроки работы с документами.

Федеральный закон № 370 «О внесении изменений в ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» продолжил тенденцию к снижению административных барьеров и уменьшению бюрократических процедур. При получении разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию теперь будет применяться принцип межведомственного электронного обмена, который уже несколько лет используется в многофункциональных центрах при работе с физическими лицами. Это означает, что органы власти самостоятельно запрашивают друг у друга и получают в электронном виде необходимые сведения.

Заявителю не приходится собирать пакеты документов в разных ведомствах.

Поправками в Градостроительный кодекс установлен трехдневный срок, в течение которого чиновники, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, должны запросить в электронной форме документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство. Также в трехдневный срок государственные и муниципальные органы власти должны предоставить в ответ на запрос указанные документы. Таким образом, теоретически на сбор сведений у чиновников будет шесть рабочих дней.

Кроме того, застройщики теперь могут предоставлять сведения в надзорные органы в электронной форме или на электронном носителе информации. Это могут быть сведения о площади, высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства; о сетях инженерно-технического обеспечения; копии результатов инженерных изысканий, разделов проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка. При этом органам власти дано право самостоятельно определить, какие документы для получения разрешения на строительство застройщики должны предоставлять только в электронной форме.

В нашем регионе разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов выдаются муниципалитетами. По информации пресс-службы администрации Волгограда, в 2015 году в областном центре было выдано 40 разрешений на строительство многоквартирных домов, в I полугодии 2016 года – 38 разрешений. На ввод в эксплуатацию было выдано в 2015 году 36 разрешений, в I полугодии 2016?го – 22. Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда не ответил на запрос «ВП», поэтому пока не ясно, готовы ли муниципальные власти к выполнению новых норм Градостроительного кодекса.

– Электронный документооборот, безусловно, облегчит и ускорит процессы согласования тех или иных разрешительных документов, – отметил президент президиума Союза строителей Волгоградской области Александр Назаров. – Однако если не будет строго контроля за сроками прохождения электронных документов, в заявленные шесть дней документы никто не обработает. Поэтому необходим небольшой контролирующий отдел, не подчиненной структуре, выдающей разрешительный документ. В целом же за последние три года ситуация в этой сфере улучшилась – процесс получения разрешительных документов стал более прозрачным.

Председатель комиссии Общественной палаты Волгоградской области по развитию реального сектора экономики, градостроительной политике и промышленности Андрей Куприков также отметил, что важным будет вопрос исполнительской дисциплины.

– В целом любое упрощение процедур, безусловно, полезно для рынка, особенно когда устанавливаются четкие временные рамки на запросы и сбор сведений. При их соблюдении скорость процедур для застройщиков значительно увеличится, – отметил эксперт. – Однако ничто не мешает чиновникам найти лазейки для увеличения сроков, например, начать придираться к запятым и просто возвращать запрашиваемые документы. В целом, что касается общей ситуации в отрасли, то основной проблемой, на мой взгляд, сегодня является отсутствие у многих застройщиков оборотных средств. Это вызвано двумя причинами – недоступностью кредитных ресурсов и крайним ужесточением правил привлечения средств дольщиков. Особенно остро эти проблемы стоят перед региональными застройщиками с небольшими оборотными объемами.

Александр Назаров уверен, что также необходимо сокращать количество проверок строящихся объектов:

– Непонятно, для чего рынок дисциплинировали через СРО, если по-прежнему проходят проверки раз в три месяца, которые на несколько дней парализуют работу на площадке, – отметил собеседник. – Если проект прошел экспертизу и получено разрешение на строительство, необходимо проверять конкретные, законченные этапы строительства: фундамент, коробку и так далее до итоговой проверки при вводе в эксплуатацию.

Поделиться в соцсетях