Магистраль в одни руки

Волгоградская гордума дала согласие МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» на передачу в краткосрочную аренду объектов теплосетевого хозяйства Кировского и Красноармейского районов ООО «Лукойл-Волгоградэнерго».

Передача в аренду теплосетей позволит сделать первый шаг в реализации поручения премьер-министра Владимира Путина о развитии государственно-частного партнерства и пилотных проектах в сфере ЖКХ. Работа над этим проектом решения активно велась в думе и администрации города с начала осенней сессии. Как отметил заместитель главы Волгограда Алексей Кореньков, который возглавлял одну из рабочих групп, прежде чем принять решение, «мы буквально вывернули наизнанку ту ситуацию, которую можно было планировать на ближайшие полгода-год».
Основной причиной необходимости подобного шага стала неэффективная финансово-хозяйственная деятельность МУПа. Так, если на 1 апреля 2010 года убыток от основной деятельности предприятия составлял 97 миллионов рублей, то на 1 апреля нынешнего года он уже перевалил за 300 миллионов рублей.
Зоны теплоснабжения Волгоградской ТЭЦ-2 в Красноармейском районе и ВолгоГРЭС в Кировском сегодня наиболее проблемные. Ситуацию усугубляет то, что технологически связанные тепловые сети от источников генерации тепловой энергии Волгоградская ТЭЦ-2 и ВолгоГРЭС находятся в управлении у разных юридических лиц – ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство». Свою роль сыграли низкая платежеспособность управляющих компаний и ТСЖ, конфликт интересов между поставщиком энергоресурсов и основным потребителем из-за отсутствия на границах раздела приборов учета, а также большой, свыше 85%, износ муниципальных тепловых сетей и связанные с ним сверхнормативные потери.
По мнению депутатов, присоединение муниципальных тепловых сетей доканальной части к Волгоградской ТЭЦ-2 в Красноармейском районе и муниципальных тепловых сетей шести котельных в Кировском районе к Волгоградской ГРЭС позволит надежно обеспечить тепловой энергией потребителей этих районов. Централизация управления выгодна обеим сторонам. Для МУПа экономический эффект от реализации проекта составит более 118 миллионов рублей в год, в которые оцениваются сверхнормативные потери. Также предприятие сможет сэкономить более 11,4 миллиона рублей, поскольку после оформления договора аренды исчезнет необходимость в установке приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности муниципальных тепловых сетей и сетей ООО «Лукойл-Волгоградэнерго».
Речь идет о договоре краткосрочной аренды на 11 месяцев. Балансовая стоимость передаваемого недвижимого имущества оценивается в 113 миллионов рублей. Соответственно арендная плата установлена в размере 1 миллиона 172 тысяч рублей. Также предполагается заключение договора на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального оборудования с МУПом, что позволит сохранить штат сотрудников. 
В ходе обсуждения этой инициативы депутатов в первую очередь интересовало, насколько новшество повлияет на ценовую политику при установке тарифов на тепло для потребителей. Однако инициаторы передачи теплосетей в аренду уверены: новые договорные отношения если и скажутся на ценах, то только в лучшую сторону. Управление по региональным тарифам региона обязано будет учитывать запас прочности и снижение расходов предприятия, что и позволит снизить темпы роста тарифов на тепло.
Не менее бурные споры вызвал вопрос модернизации системы теплосетевого хозяйства. На это генеральный директор ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» Игорь Стефаненко честно признался: инвестпрограмма тепловых сетей напрямую будет зависеть от срока аренды. Чем он выше, тем больше предприятие будет заинтересовано в долгосрочных вложениях. В числе приоритетных задач – построить теплотрассу и переход через канал, уйти от потерь тепла, которые сейчас составляют 35%.

– Мы уверены, что арендатор обеспечит более эффективную работу теплосетей в Кировском и Красноармейском районах, – подчеркнул заместитель председателя Волгоградской городской думы Юрий Гончаров. – Конечно, для «удержания» тарифов нужны гораздо более долгосрочные проекты. Поэтому нынешний договор следует скорее рассматривать в качестве первого шага по изменению ситуации в тепловом хозяйстве Волгограда.

Дальнейшие пути реализации сотрудничества планируется наметить в зависимости от эффективности работы арендатора. Это может быть концессионное соглашение, договор аренды или акционирование предприятия. Причем первый вариант, по мнению большинства депутатов, является наиболее предпочтительным.
По предложению контрольно-счетной палаты Волгограда депутаты поручили администрации города до 1 февраля 2012 года подготовить отчет о темпах реализации краткосрочного договора и перспективах сотрудничества.

Поделиться в соцсетях