«Малому бизнесу поможет крупное производство»

«Малому бизнесу поможет крупное производство»
О том, как будет развиваться волгоградское предпринимательство, «Деловому вторнику» рассказал глава местной «ОПОРЫ России»

В преддверии открытия в Волгограде Всероссийского бизнес-форума «Движение только вперед!» редактор «Делового вторника» Елена ПАШУТИНСКАЯ поговорила с лидером реготделения общественной организации, объединяющей малое и среднее предпринимательство, Андреем УДАХИНЫМ.

В чем ресурсы?

– Волгоград впервые встречает бизнес-форум такого масштаба. Что это даст региону?

– У нас появился уникальный шанс на этой площадке широко заявить о проблемах местного бизнеса и попытаться найти пути их решения. В первый день работы Всероссийского форума предпринимателей мы ожидаем порядка 350 гостей – предпринимателей со всей России, представителей власти, надзорных органов, силовых структур. Во второй день руководители региональных отделений «ОПОРЫ России» встретятся за круглым столом. Вопросы форума – надзор, условия для развития и успешного инвестирования, туризм, социальное и женское предпринимательство.

– Развитие малого и среднего бизнеса – одно приоритетных направлений, обозначенных в стратегии развития региона. В каких решениях нуждается эта сфера местной экономики?

– Наверное, главное условие для развития малого и среднего бизнеса – активная работа более крупного производства, способного выплачивать сотрудникам достойную зарплату. Тогда у людей появится возможность тратить эти средства, развивая тем самым малый бизнес. Еще один серьезный источник средств для увеличения оборотов – привлечение туристов. Еще 10–12 лет назад по Волге прибывало несколько тысяч гостей ежемесячно, они оставались в городе минимум на 4–8 часов, оплачивали услуги, покупали местные товары, что развивало бизнес.

Чемпионат мира – как шанс

– Но ЧМ-2018 даст дополнительные возможности и для туризма, и для местного бизнеса. Успеют ли предприниматели подготовиться?

– Да, но нужно решить ряд проблем. Первая – нестационарная торговля. Разрабатывается новая комплексная схема, и многие точки будут закрыты. Конечно, надо все привести в соответствие с международными требованиями, но предприниматели, которые давно работали на привычном месте, остались не у дел. Другая проблема – вытеснение мелких магазинчиков торговыми сетями. В Волгограде на протяжении многих лет власти поддерживали крупную торговлю, аргументируя тем, что это большие инвестиции в экономику. Однако такой подход не учитывал, что это все – разовые вложения, а в долгосрочной перспективе один крупный магазин убивает вокруг себя все мелкие торговые точки, которые тоже давали рабочие места, платили налоги в местный бюджет и тоже благоустраивали территорию.

– Наверное, предпринимателям стоит искать какие-то новые подходы, меняться, чтобы перетягивать покупателей к себе?

– Сейчас это очень трудно будет сделать, поскольку потребитель уже привык к крупным торговым центрам. Скорее всего, надо вводить некие регулятивные меры. В некоторых странах ограничивают работу крупных торговых сетей. Например, не дают им работать в выходные. Важно понять, что как только крупные магазины выбьют малых торговцев, как только будет ликвидирован оптовый закупочный рынок, цены сразу же вырастут. С мелкими торговцами невозможно договориться по цене, конкуренция не дает гнаться за сверхприбылью. А нескольким торговым сетям конкурировать между собой не с руки, они всегда договорятся.

Протекционизма много не бывает?

– Есть и другой аспект взаимодействия местного бизнеса и торговых сетей – реализация местной продукции. Каковы возможности наших производителей в этом вопросе?

– Наши производители недостаточно представлены в крупных сетях, но и собственных брендов у нас мало. Да, крупные волгоградские сети реализуют продукцию местных производителей, но у них есть свои проблемы – им все труднее конкурировать с федералами. Причем это проблема не местного, а общефедерального масштаба – новый закон о торговле далеко не идеален. Крупные ритейлеры обходят его требования о коротких сроках оплаты товара. А сам поставщик, который смог зайти в сеть, не будет жаловаться, поскольку боится потерять контракт.

– Проверки и условия создания оптимального бизнес-климата вынесены в отдельную тему обсуждения в рамках форума. Какие вопросы хотят обсудить российские предприниматели?

– Официально за последние два года количество проверок снизилось, но законодательные барьеры видоизменяются. Да, прокуратура контролирует выполнение закона, ограничивающего число плановых проверок (раз в три года одним проверяющим органом). Однако в несколько раз выросли штрафы! Если раньше 50 тыс. рублей считалось большой суммой, то сейчас их начисляют по сотням тысяч руб-лей, и каждая проверка может просто привести к закрытию предприятия. Также предприниматели говорят об увеличении числа внеплановых проверок. Нельзя, конечно, полностью исключить проверки, предприниматели тоже не белые и не пушистые. Но плохо, когда руками госорганов кто-то «душит» конкурентов.

Форум в помощь

– В том числе и для решения таких проблем в регионе была создана госдолжность бизнес-омбудсмена, который раньше функционировал на общественных началах. Как это повлияло на защиту прав предпринимателей?

– В статусе госслужащего у омбудсмена совершенно другие возможности. Всего три месяца работает новый уполномоченный Ольга Устинова, и уже получили более 60 обращений от предпринимателей. Для сравнения, за год работы представителя на общественных началах к нему поступало не более трех десятков жалоб. А еще есть огромное количество текущих обращений, которые решают, даже не регистрируя.

– Возвращаясь к форуму – какого эффекта вы от него ждете?

– Проведения целого комплекса действий по решению проблем развития бизнеса на территории Волгоградской области. Надеемся, что совместные усилия предпринимателей и региональных органов власти будут способствовать улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в нашем регионе и стране в целом.

Поделиться в соцсетях