Налоговики оцифруют риски

Налоговики оцифруют риски
Претендентов на выездную проверку налоговая служба будет определять с помощью специальной компьютерной программы. Эта новация внедряется в рамках реформы контрольно-надзорной работы ФНС.

Автоматизация всех уравняла

Все региональные инспекции ФНС постепенно переходят на новый режим работы, когда выездная налоговая проверка  проводится только там, где высок риск уклонения от уплаты налогов. Определять такие компании будут через автоматизированную систему, проверяя юрлица по 12 критериям. Ожидается, что эти «точечные удары» разгрузят инспекторов, сократят  длительность проверки и усилия проверяющих, а также почти гарантированно дадут результат – предполагаемую сумму доначислений.

Недавно в Волгограде прошло заседание комитета по безопасности предпринимательской деятельности при Волгоградской торгово-промышленной палате, на котором представитель региональной налоговой – начальник отдела по работе с налогоплательщиками УФНС России Александр Егоров рассказал о новом риск-ориентированном подходе. В рамках совещания налоговики и бизнесмены обсудили вопросы планирования налоговых проверок на территории области по новому методу.

– В последние годы подход к организации контрольной работы налоговых органов изменен, – отметили в УФНС. – Акцент сделан на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на критериях риска.

УФНС подчеркивает, что новая система максимально открыта – налогоплательщики сами могут оценить свои риски через специализированные сервисы и исправить допущенные ошибки. Сейчас случаи уклонения от уплаты НДС выявляет автоматизированная система АСК НДС-2, запущенная в 2015 году, напомнили налоговики. Это создает равные условия для всех участников рынка и выводит из зоны контроля добросовестных предпринимателей.

Налоговые разведчики работают в ППА

Действительно, так называемый предпроверочный анализ, известный у налоговиков под аббревиатурой ППА, с 2015 года существенно изменился. Если до этого нарушения искали на самом предприятии, то теперь в компанию приходят уже с пакетом доказательств по выявленным нарушениям. Их теперь ищут дистанционно, анализируя документы на предмет уклонения от уплаты налогов или ошибок в начислениях. Таким образом, снижается количество «холостых выстрелов».

Однако пока выявляют риски больше вручную, по старинке. Основной рабочий алгоритм предпроверочного анализа сводится к хорошо известным и общедоступным критериям оценки рисков.

Подходы налоговиков стремительно меняются, ФНС постепенно уходит от ручного определения рисков.

– ППА будет совершенствоваться и рассматриваться с точки зрения автоматизации этих процессов. В настоящее время в нескольких регионах проходит эксплуатацию программный продукт «ППА – отбор», который разработан на основе автоматизированного расчета 12 общедоступных критериев оценки рисков, – рассказал сайту «Волгоградская правда.ру» источник в налоговой.  – Цель  —  объединить в едином информационном ресурсе все сведения о рисках по всем налогоплательщикам. Расчет в этой новой программе будет полностью автоматизирован, в связи с чем исключится человеческий фактор,  как следствие, снижается коррупционная составляющая.  Новая автоматизированная система будет работать с такими программными продуктами, как ФИР-риски, ФИР-таможня, ФИР-банк России, АСК НДС-2, АСК ККТ, АСК мониторинг алко, АСК анализ банковских документов.

В промэксплуатацию внедряется и АСК анализ банковских документов. Это единое хранилище банковских документов на федеральном уровне, рассказал собеседник.

–  Здесь можно будет анализировать выписки банков по конкретным налогоплательщикам, все это будет происходить в автоматизированном режиме по суммам, по направлениям, по контрагентам, и даже будет возможность интегрировать банковскую выписку с данными АСК НДС-2, то есть не надо будет стыковать вручную движение товарных и денежных потоков. На данном этапе работы для автоматизации процессов вышел ряд дополнений в законе по взаимодействию с банковской системой и это связано со 100% электронным документооборотом в налоговой.

Как поменяется подход в будущем

Таким образом, выявлять рискованные компании, по сути, будет машина по 12 общедоступным критериям.

– Программа «ППА – отбор» даст возможность в целом по России и по каждому субъекту, по каждой ИФНС отдельно составить списки налогоплательщиков, провести отбор по сумме выручки и построить пирамиду по сумме набранных рисков, – пояснили в УФНС. –  В отношении каждой организации формируется индивидуальная карточка налогоплательщика, в которой будут отражены данные о выявленных в автоматическом режиме рисках налогового законодательства.

Интересно, что после анализа и сбора доказательной базы предполагаемый нарушитель сначала будет вызываться на комиссию для предъявления претензий и получения обратной связи. В план проверок предприятие будет включаться только в том случае, если налогоплательщик отказался предоставить пояснения по итогам комиссии.

В результате выездная проверка станет крайней мерой. Причем вероятность попасть в списки проверяемых выше, если на юрлице есть имущество – это увеличивает шансы взыскать недоимку. Те, кто без имущества, налоговикам практически не интересны – с ними будут работать через комиссии.

– Вопрос взаимодействия бизнеса и налоговой очень непростой, – говорит региональный бизнес-омбудсмен в Волгоградской области Ольга Устинова. – Если к тебе пришли из налоговой, то нарушения уже точно есть. И это очень серьезная ситуация.

Поделиться в соцсетях