Несмотря на трудности, Волгоградский регион сохранил пригородные поезда

С 15 марта ощутимо подорожал проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Слухи же о сокращении маршрутов электропоездов будоражат жителей Волгоградской области еще с 2013 года. "ВП" попыталась выяснить, что происходит с электричками в регионе и каковы вообще перспективы железнодорожного транспорта.

Почем проезд

Недавно жители пригородов и отдаленных районов Волгограда, которые привыкли добираться с работы и на работу на электричках, оказались перед необходимостью покупать билеты по новой цене: с 15 марта проезд в пригородном железнодорожном транспорте заметно подорожал.

Так, если раньше билет в пределах одной десятикилометровой зоны стоил 13 рублей, то теперь он вырос до 17. То есть, к примеру, если еще зимой житель какого-нибудь поселка выкладывал за 50-километровый маршрут 65 рублей, то теперь он обойдется в 85 рублей. Единый городской тариф, установленный для областного центра, подскочил с 26 до 34 рублей.

Чем объясняется столь серьезный рост стоимости проезда в электричках? Ведь ни новых составов, ни сколько-нибудь существенной реконструкции станций жители региона пока что не наблюдают. Может, дело в инфляции и росте цен на энергоресурсы? А главное, спасет ли увеличение стоимости проезда от сокращения количества маршрутов, слухи о котором гуляют уже второй год? Подобные вопросы сегодня задают многие читатели «ВП».

– Необходимо понимать, что даже этот тариф не является экономически обоснованным, – отмечает генеральный директор ОАО «Волгоградтранспригород» Александр Васкевич. – В соответствии с постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области экономически обоснованный тариф в пределах десятикилометровой зоны установлен на уровне 23,28 рубля. Разница же между ним и тарифом для населения перевозчику компенсируется из бюджета региона. В 2014 году на эти цели заложено 211 миллионов рублей, в 2013-м было 205 миллионов.

Субсидии или билеты

ОАО «Волгоградтранспригород» – пригородная пассажирская компания, которая и осуществляет все пригородные железнодорожные перевозки в Волгоградской области. В начале двухтысячных все пассажирские компании были выделены из структуры РЖД. В большинстве из 26 работающих сейчас в России компаний, как и в «Волгоградтранспригород», учредителями стали субъекты и само ОАО «РЖД».

Железнодорожники ежегодно делают экономическое обоснование тарифов, а региональное правительство, в данном случае комитет тарифного регулирования Волгоградской области, проверив расходы перевозчика, утверждает итоговый тариф для населения.

По словам железнодорожников, повышение тарифов объясняется рядом экономических факторов. Это и рост стоимости энергоносителей, и повышение цен на запчасти, необходимые материалы. В целом расходы на обеспечение работы пригородного железнодорожного транспорта складываются из трех составляющих.

Первая составляющая – плата за пользование железнодорожной инфраструктурой (путевое хозяйство), то есть на обустройство путей, освещение, работу остановочных пунктов. Вторая часть – затраты на аренду подвижного состава, содержание и обслуживание поездов, работу локомотивных бригад, аренду депо. Третья – это расходы пригородной пассажирской компании на содержание штата сотрудников: выплату зарплаты, уплату налогов, оборудование рабочих мест, покупку формы. Все это, понятно, требует существенных вложений.

При этом суть проводимой в сфере железнодорожных перевозок реформы заключается в том, чтобы максимально снять нагрузку с федерального бюджета и перенести ее на региональные. Именно субъекты должны сегодня выступать заказчиками этой услуги, определять объем перевозок и компенсировать убытки транспортных компаний, которые по определению не могут закрывать все свои издержки только лишь за счет продажи билетов. Поэтому областные власти постоянно оказываются перед дилеммой: либо повышать стоимость проезда, либо увеличивать объем субсидий или изменить объем поездов.

Дополнительные электрички

– Хочу подчеркнуть, что Волгоградский регион один из немногих, которые, начиная с 2011 года, стабильно поддерживают систему пригородных перевозок и обеспечивают перевозчику стопроцентную компенсацию выпадающих доходов, – отмечает Александр Васкевич. – Поэтому в то время, как в других регионах транспортные компании либо близки к банкротству, либо значительно сокращено количество маршрутов, в Волгоградской области в 2014 году, напротив, введены дополнительные поезда.

По просьбам местных жителей открыт ночной рейс «Волгоград – Суровикино». На границе с Воронежской областью начал курсировать «новый старый» поезд «Арчеда – Касарка», маршрут которого пролегает по территории четырех районов региона. По словам Александра Васкевича, только эти два маршрута привели к дополнительным расходам на 39 миллионов рублей. К тому же стабильное субсидирование перевозок из областной казны позволяет сохранять пятидесятипроцентную скидку на проезд школьникам, студентам, пенсионерам и другим льготным категориям граждан. Тогда как ряд соседних регионов уже настаивает на исключении подобных льгот.

Стабильность перевозок и поддержка регионального правительства позволили «Волгоградтранспригороду», наряду еще с двумя пригородными компаниями, также начать процесс капитализации – передачи от РЖД на баланс предприятий электропоездов и технической базы. По мнению некоторых экспертов, это приведет к сокращению затрат, которые сейчас пригородные пассажирские компании направляют на аренду поездов и депо. Однако руководство «Волгоградтранспригорода» менее категорично на этот счет. Все переданное хозяйство придется содержать самостоятельно, и еще неизвестно, во что это выльется.

Транспортная альтернатива

– Если в целом, то увеличение стоимости проезда продиктовано объективными причинами, – считает исполнительный директор автотранспортного союза Волгоградской области Николай Дорощенко. – Ни один перевозчик не пойдет на этот шаг без веских оснований. Потому что, как показывает опыт, это весьма непопулярная мера. По крайней мере, первое время люди стараются ездить меньше, соответственно это сказывается на доходах перевозчика. Единственный выход – увеличивать объем субсидий, но дополнительных средств, как заявляют в областном правительстве, на это нет. Рост же стоимости проезда приводит к достижению некого баланса между интересами транспортников и пассажиров.

Однако не все граждане будут согласны принять эти доводы и начать платить по новым тарифам. Как отмечают эксперты, обязательно найдутся те, кто постарается пересесть на другие виды транспорта.

– Конечно, увеличение стоимости электроэнергии, горюче-смазочных материалов – объективные факторы роста цен и на проезд, – отмечает кандидат экономических наук Карен Туманянц. – Не думаю, что оно коренным образом скажется на мобильности населения региона. В конце концов, доходы граждан тоже постепенно растут. Но перераспределение пассажиропотока вполне возможно. Те, кто до сих пор пользовался электричкой, может пересесть на другой вид транспорта, в частности – на автобус или маршрутку.

Так, например, если проезд на электричке из Кировского района до станции Волгоград-1 сегодня стоит 34 рубля, то на автобусе – всего 12, а на маршрутке – 17-20 рублей. С другой стороны, проехать из Волжского до Красноармейского района за 34 рубля ни на каком другом виде транспорта, кроме электрички, невозможно. К тому же без пробок и заранее рассчитав время в пути. Из районов области, как правило, также добраться до райцентра на электричке будет дешевле. Хотя здесь на первое место часто выходит близость остановки того или иного вида транспорта от населенного пункта.

Таким образом, пассажиры сейчас перед выбором – предпочесть более низкую стоимость, скорость, стабильность графика движения или удобство, которое определяется индивидуальными предпочтениями.

Информация «ВП»

13 составов, или 78 вагонов, в целом ОАО «Волгоградтранспригород» эксплуатирует только по электротяге.

13 вагонов находится в собственности правительства Волгоградской области.

Стоимость проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах одной десятикилометровой зоны у соседей:

Саратовская область – 15 рублей

Белгородская область – 16 рублей

Курская область – 16,5 рубля

Астраханская область - 16,7 рубля

Московская область – 17,5 рубля

Ставропольский край – 18 рублей

Республика Татарстан – 18 рублей

Нижегородская область – 18 рублей

Республика Марий Эл – 20 рублей

Удмуртская Республика – 22 рубля

Чувашская Республика – 22 рубля

Республика Бурятия – 61 рубль

55 пригородных поездов были отменены в России только в январе 2014 года

Еще 159 электричек могут быть сняты с маршрутов до конца мая в 12 регионах России

100 электричек сокращены в стране в 2013 году

( По информации министра транспорта РФ Максима Соколова)