ОСАГО без денег

Выплаты заменит ремонт

Страховку в «натуральном» виде автовладельцы, вероятно, смогут получить уже в марте. Эксперты, опрошенные журналистами ИД «Волгоградская правда», считают, что это позволит решить проблему с выдачей полисов ОСАГО.

Законопроект о замене денежной выплаты по ОСАГО ремонтом автомобиля прошел первое чтение в Госдуме. Возможно, уже в марте он начнет работать. Этот механизм призван устранить автопосредников из цепочки автовладелец – страховая компания. Именно с деятельностью последних страховщики связывают убыточность автострахования в так называемых «токсичных» регионах, в число которых попала и Волгоградская область. Специалисты объясняют это тем, что в регионе аварии случаются в два раза чаще, чем, например, в Москве. От частоты аварий формируется и объем выплат по ОСАГО, средний размер которых по России – 69 тыс. рублей, а в нашем регионе – около 125 тысяч. Нечистые на руку частные автоюристы, как считают страховщики, требуют завышенных выплат по оценке ущерба. Эти схемы делают рынок ОСАГО убыточным, фирмы вынуждены идти на сокращение филиалов в проблемных регионах. А сокращение филиалов затрудняет покупку полисов, езда без которых запрещена.

Идея поднять цены на полисы, чтобы исправить ситуацию, не нашла отклика у экспертов. Сейчас средняя цена на полис колеблется в районе 6 тыс. рублей.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, нужен именно «натуральный» расчет по схеме «мы вам – машину, вы нам – ремонт». Как ожидается, с марта, заключая договор по страхованию, компания обязана будет указать набор автосервисов, по которым в дальнейшем будет организован ремонт машины. И когда случится ДТП, автовладелец придет именно в тот сервис, который он сам выбрал при заключении договора страхования.

Примечательно, что контролировать качество ремонта будут сами страховые компании. Но если оно не устроит автовладельца, хозяин машины получит право потребовать деньги. Участники рынка считают, нововведение оздоровит сферу ОСАГО, которая страдает в первую очередь от недобросовестных автовладельцев, рассматривающих автомобиль как средство получение легкого дохода.

– Предлагаемые в последнее время поправки к закону направлены на выдавливание с рынка любых посредников, и нечестных, и, к сожалению, честных,– говорит отказавшийся от авторизованного комментария руководитель одной из крупных волгоградских компаний-автопосредников. – Фактически автостраховщики хотят отмотать время назад, когда они могли безнаказанно недоплачивать страховые суммы. Хотелось бы обратить внимание на такой предлагаемый инструмент, как замена выплаты натуральным возмещением (ремонтом автомобиля). Инициатива Минфина РФ о том, чтобы закрепить ответственность за страховой ремонт автомобиля за автостраховщиком, может стать действительно полезной мерой.

Но эксперт обращает внимание на важную деталь: если страховщики будут недоплачивать за ремонт, как ранее недоплачивали гражданам, автосервисы будут стараться экономить и оказывать некачественные услуги. Однако судебные иски будут направляться теперь уже в адрес последних.

– Это, в свою очередь, может повлечь массовый уход с рынка авторемонтных организаций и новый коллапс системы ОСАГО,– полагает эксперт.

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков:

– Приоритет натурального возмещения в ОСАГО призван повысить доступность полисов без повышения тарифа. Дискуссия о натуральном возмещении в ОСАГО шла с большим накалом, ключевой момент – это, конечно, приоритетность натурального возмещения. Убыточность из проблемных регионов с точки зрения активности автоюристов уже начала свободно перетекать по всей территории РФ, если в начале года речь шла о нескольких токсичных территориях, то сейчас счет перешел на десятки. Продажи электронного ОСАГО стали обязательными для страховщиков, естественно, поток продаж таких полисов переместится в первую очередь именно в сторону проблемных зон. В этой ситуации есть лишь два способа разрешить ситуацию, первый – повысить тариф, но мы против него, поскольку это станет лишь дополнительной подпиткой автоюристов. Второй способ – лишить юридических посредников доступа к деньгам через приоритет натуральной формы возмещениям. Мы также говорим и о том, что важнейшим преимуществом перед денежной выплатой для водителя оказывается тот факт, что натуральная выплата проводится без учета износа автомобиля. Выплата рассчитывается по закону об ОСАГО с учетом износа деталей.

Виталий Княгиничев, представитель «Ингосстраха»:

– Натуральная форма возмещения ущерба, то есть ремонт автомобиля на СТОА, должна стать приоритетной. При таком подходе выиграют не только клиенты, но и страховщики. Первые получат необходимую услугу – ремонт машины после ДТП. Вторые – эффективный инструмент борьбы с мошенниками. При натуральной форме возмещения ущерба «бизнес» так называемых автоюристов, наживающихся нечестным путем на страховщиках и автолюбителях, станет невыгодным.

Денис Макаров, представитель «АльфаСтрахования»:

– Мы поддерживаем любую справедливую инициативу, которая бы не только пошла на пользу клиентам, рынку ОСАГО, но и помогла бы в скорейшем введении натуральной формы возмещения. Самый главный нюанс, возникающий при обсуждении сроков гарантии,– будет ли ремонт проводиться с учетом износа или без него. Так, с учетом отрицательных резервов по ОСАГО ремонтировать бесплатно весь автопарк страны за счет страховых компаний будет более чем проблематично. Это приведет к ухудшению текущего положения.

Поделиться в соцсетях