Пилотный проект оптимизации маршрутной сети опробуют в Волжском

Формирование единой транспортной схемы волгоградской агломерации включает, в том числе, разработку новых маршрутной сети и требований к перевозчикам, которые позволят сделать пассажирский транспорт, прежде всего коммерческий, более комфортным, безопасным и доступным для граждан. Как ожидается, в ближайшее время эти новшества заработают в рамках пилотного проекта в Волжском.

Новое решение старых проблем

Проблемы в сфере пассажирских перевозок коммерческими микроавтобусами не новы. Большинство из них возникли практически сразу с появлением на дорогах «газелей». С тех пор трудности только усугублялись.

Как показывает практика, несмотря на различные попытки контроля со стороны как исполнительной власти, так и надзорных органов, маршрутки не стали безопасными. Даже если их водители и начали мало-мальски исправно соблюдать правила дорожного движения, техническое состояние большинства микроавтобусов сегодня удручающее. И это не говоря о грязи в салонах, грубом отношении к пассажирам и бесконечных заторах у остановок, которые уже просто не берутся во внимание.

С юридической точки зрения существование ряда маршрутов сегодня также вызывает вопросы. Кто и когда их утверждал? Какова их схема? Каков порядок формирования?

И в довершение всего прочего, в этой сфере вращаются отнюдь не маленькие теневые доходы. А это и серые зарплаты водителей, которые в будущем не позволят им претендовать на достойную пенсию, и недоплаченные налоги, что не дает возможности муниципалитетам развивать сферу перевозок.

Обо всем этом говорилось на встрече перевозчиков и представителей общественности с руководством областного комитета транспорта и дорожного хозяйства.

– Приведу лишь такие цифры. Порядка 60% от общего объема перевозок в Волжском и Волгограде приходится на долю маршруток, – отметил зампредседателя комитета транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Новиков. – При этом налоговые поступления совсем иные. Из собираемых 350 миллионов рублей в год только 45 миллионов, по экспертной оценке, от маршруток. Остальные доходы приносят другие транспортные предприятия.

Путь из тупика

Выход из ситуации специалисты видят в создании единой транспортной схемы волгоградской агломерации, которая объединит Волгоград, Волжский, Городище, Среднюю Ахтубу, Светлый Яр. Схема предполагает разработку новой маршрутной сети, иные технические требования, обязательное оснащение транспорта системой ГЛОНАСС. Последнее позволит качественнее контролировать пассажиропоток и работу перевозчика.

Основой новой стратегии должен стать электротранспорт – трамваи, троллейбусы и пригородные поезда, а также автобусы большой вместимости. Микроавтобусы предлагается оставить на локальных маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Центральные же улицы города маршрутки должны будут покинуть.

Новые правила также предусматривают внедрение единой системы оплаты проезда на всех видах транспорта на основе государственно-частного партнерства. Это позволит не только анализировать пассажиропоток, но и наладить точный учет всех поступающих за оплату проезда средств.

Как ожидается, сначала эта система будет внедрена на электротранспорте, а затем на всех остальных видах.

– Главный наш принцип – создать равные условия для перевозчиков, – подчеркнул Игорь Новиков. – Будем работать со всеми, кто готов соблюдать новые требования и выстраивать цивилизованную работу. При этом будем всеми силами пресекать серые схемы движения средств, получение теневых доходов.

Опытный город

Волжский стал первым муниципалитетом, руководство которого уже изъявило желание запустить пилотный проект новой организации транспортного обслуживания. В настоящее время специалисты и эксперты готовят транспортную схему города-спутника, предложения по оптимизации маршрутов, изменения требований для перевозчиков. Городская дума в свою очередь рассмотрит положение, которое установит новые правила на рынке транспортных перевозок. И только после этого начнутся конкурсные процедуры отбора перевозчиков для работы на вновь утвержденных маршрутах.

Как обещают власти города, чтобы перевозчики смогли подготовиться, будет установлен переходный период. Пока же в администрации Волжского, как и в областном комитете транспорта, ждут предложений и инициатив от предпринимателей и автотранспортных предприятий.

В дальнейшем опыт Волжского с учетом предложений будет распространен на Волгоград и пригородные районы, а затем и на всю территорию региона. По мнению специалистов, итогом этой работы должен стать порядок на дорогах, повышение безопасности и удобства перевозок. Все это позволит привлекать инвестиции в эту сферу, обновить подвижной состав и повысить эффективность транспортных предприятий.

DNG