По следам российского эмбарго

Торговые сети работают в унисон с властью в вопросах импортозамещения. Госдума РФ рассматривает законопроект, предусматривающий введение ограничений на размещение на российских прилавках продуктов импортного производства. Согласно документу не менее 70% всех продовольственных товаров, представленных в торговых сетях, должны быть выпущены в нашей стране. По мнению авторов, эта мера должна поддержать и экономически простимулировать отечественного производителя в условиях политики санкций.

Три месяца ответных санкций

Напомним, что в августе Россия на год ограничила импорт ряда товаров из стран, ответив тем самым на санкции Запада — США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В список запрещенных ко ввозу продуктов попали говядина, свинина, фрукты, овощи, птица, молочная продукция, орехи. Таким образом появился люфт для заполнения этими видами продукции отечественного производства, в связи с чем президент страны призвал аграриев, фермеров и промышленников подумать над увеличением объемов производства.

После того как отношения России и Запада заметно охладели и продукция импортного производства в магазинах стала спешно заменяться на российскую, многие высказывали мнение, что может возникнуть дефицит, поскольку отечественные производители не обеспечат потребности населения. Однако эти предположения не оправдались, а для такого промышленно-аграрного региона, как Волгоградская область, и вовсе оказались беспочвенными.

Как сообщил «Волгоградской правде» генеральный директор Группы компаний «Радеж» Юрий Сударев, на данный момент импорт в принадлежащей ему торговой сети находится в пределах предлагаемых инициаторами законопроекта 30%. При этом с введением Россией ответных санкций доля импорта даже снизилась, но незначительно, так как продовольственных товаров из Европейского союза в сети «Радеж» и раньше было немного.

– На самом деле разместить на наши полки продукцию всех российских производителей невозможно ввиду того, что эти самые полки имеют свой предел. И если мы, например, кого-то добавляем, приходится кого-то убирать, и поверьте, что убрать придется не мифические «ножки Буша», а продукцию такого же российского производителя. И наша позиция – отдать предпочтение товарам, произведенным именно в нашем регионе, – говорит Сударев.

Что касается других импортных товаров, например алкогольной продукции, на которую санкции пока не распространяются, а также овощей и фруктов, поставляемых из стран, не входящих в санкционный список, то ограничивать их импорт, по мнению гендиректора сети, в большинстве случаев не имеет смысла. Например, некоторые виды фруктов в нашей стране просто не выращивают. При этом группа «Радеж» сама занимается импортозамещением, развивая собственное производство. В этом году на предприятии «Овощевод», входящем в группу компаний, заработали новые теплицы площадью 5 га с технологией светокультуры, которая позволяет выращивать в Волгоградской области томаты и огурцы круглогодично. Продукты будут поступать на прилавки волгоградских магазинов, а также «экспортироваться» в другие регионы.

Представитель другой торговой сети – начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов также заявил, что в продуктовом ассортименте этого ритейлера, известного покупателям под брендом «Пятерочка», более 70% и до появления текста законопроекта занимали продовольственные товары отечественного производства.

Поэтому можно говорить о том, что введение санкций на меню 42% волгоградских потребителей отразилось минимально. Именно таков процентный сегмент крупных торговых сетей в структуре продовольственного рынка региона.

Продукты не следуют за евро

Не ударили ответные ограничения России и по карману покупателей, уверены в региональном отделении Росстата.

– Индекс потребительских цен на 1 ноября составил 107%, что на 3% выше по отношению к уровню прошлого года, – прокомментировала руководитель Волгоградстата Ольга Олейник. – Основное влияние оказали продовольственные товары. До июня цены на эти товары росли ежемесячно примерно на 2%, с июня по август отмечалось падение, а начиная с сентября рост продолжился также на 2% в месяц. Этот показатель чуть ниже, чем по России в целом.

Таким образом, руководитель Волгоградстата отмечает, что введение эмбарго не оказало влияния на ценообразование в регионе.

Кроме того, Олейник отметила, что за последние три недели ситуация на рынке мяса стабилизировалась – на продукцию основных товаропроизводителей цены даже снизились.

– Сравнительный анализ с соседними субъектами показывает, что цены на говядину, куриное мясо и молоко в Волгоградской области ниже среднего, – отметила руководитель Волгоградстата. – А по овощной продукции регион находится в самой низкой ценовой ситуации.

Для таких исследований Федеральная служба статистики выбирает социально-значимые товары, цены на которые мониторит в посещаемых местах торговли – сетевых магазинах и на рынках. С месячной периодичностью Волгоградстат проверяет цены на 125 товаров, с еженедельной – 33.

Удерживать стоимость основных продуктов региональной власти удается благодаря постоянному взаимодействию с товаропроизводителями и реализаторами. Кроме того, чиновники работают над развитием сельскохозяйственных рынков, где фермеры и аграрии могут продавать продукцию собственного производства. Причем владельцам личных подсобных хозяйств льготные места на рынках должны предоставляться на безвозмездной основе. На сегодняшний день в регионе насчитывается семь федеральных торговых сетей и 28 рынков сельхозназначения, с которыми работают около 30 ведущих предприятий АПК Волгоградской области.

Все под контролем

По словам Ольги Олейник, сегодня наблюдается рост отрасли сельского хозяйства – индекс производства за 9 месяцев нынешнего года составил по отношению к прошлому году 120%. А как заявил министр экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области Сергей Веденеев, к 2030 году область планирует выйти на самообеспечение по всем группам продовольственных товаров. За последнее десятилетие площадь посевных площадей в Волгоградской области увеличена в полтора раза. Объем валового сбора при этом вырос более чем в шесть раз, а география поставок расширилась с 35 до 60 регионов страны.

– Мы рассчитываем существенно увеличить объем производства молока, мяса и птицы, – сказал министр. – Правительством региона поставлена задача полного обеспечения населения Волгоградской области собственной продукцией к 2030 году. Также будем наращивать объем производства зерновых и зернобобовых. К 2015 году этот показатель планируется довести до 4,5 млн тонн.

В АПК региона сегодня есть ряд «узких» мест, которыми с успехом пользовались импортеры. Это в первую очередь относится к «слабости» в вопросах круглогодичного обеспечения населения свежими овощами и фруктами, отсутствия достаточных мощностей по переработке. Задача по обеспечению потребителей плодоовощной продукцией во внесезонный период может быть решена строительством новых и реконструкцией имеющихся хранилищ плодоовощной продукции и ускоренным развитием овощеводства защищенного грунта. Реализация новой, начатой в 2013 году программы по развитию логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции, получившей федеральную поддержку, позволила построить ряд овощехранилищ и довести региональные мощности хранения до 133,6 тыс. тонн. В 2014 году будут введены в эксплуатацию овощехранилища с объемом хранения 31,3 тыс. тонн.

– Все это даст нам возможность уйти от «серого» рынка (в настоящее время основная часть урожая реализуется прямо с поля по ценам, предложенным перекупщиками), выстроить ценообразование и контролировать объемы продукции, а также обеспечить местной продукцией население нашей области, – резюмировал Сергей Веденеев.

DNG