Почему банки блокируют счета волгоградских бизнесменов?

Все больше местных компаний получают сообщения от банков о том, что их счет заблокирован из-за подозрительной транзакции. Эта проблема существует во всех регионах России, пострадали от нее и волгоградские коммерсанты. Как избежать блокировки счетов, выясняла «Волгоградская правда».

С такой проблемой бизнес столкнулся после принятия изменений во внутренних регламентах ЦБ и поправки в закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем (115-ФЗ). Суть поправок в том, что фактически любой взаиморасчет юрлица с физлицом может попасть в разряд подозрительных. Предполагается, что таким образом преступники выводят средства со счетов компаний. Кроме того, клиентов могут заблокировать после того, как с июня 2017 года черные списки отказников (компании и граждане, которым когда-либо было отказано в проведении транзакции. – Прим. ред.) ЦБ стал рассылать в кредитные учреждения. Если на ваш счет поступили средства от компании из черного списка, вы сами в него попадаете. Узнать, какие именно российские компании стали отказниками, пока невозможно.

С введением новых правил банки переложили на коммерсантов бремя доказывания своей «чистоты». Ранее банки блокировали счета только после собственного расследования. Сейчас клиенты «банятся» автоматически. Банки ссылаются на то, что сами боятся потерять лицензии, делая выбор из двух зол в пользу потери отдельных клиентов.

По разным данным, за первые полгода 2017-го в «черный список» Центробанка попали около 300 тыс. юридических лиц. С июня по сентябрь список возрос до полумиллиона компаний.

Нам не удалось узнать, сколько волгоградских юрлиц находится в черном списке. В пресс-службе Южного ГУ Банка России сообщили, что такой информации у них нет. В пресс-службе Росфинмониторинга ответили, что никаких черных списков не существует, а есть перечень отказов в проведении транзакций. «Термин «черные списки» придумали журналисты», – добавили в этом ведомстве.

«Исходно было очевидно, что введение списка неминуемо приведет к резкому росту числа отказников, – отметил в интервью газете «Коммерсантъ» сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. – Мы еще до его появления предупреждали, что реестр, задуманный как информационный, многие воспримут как предписание, что и произошло».

Кстати, вслед за принятием поправок в 115-ФЗ весной этого года банки попросили Росфинмонитринг изменить ФЗ и дать им право не исполнять судебные решения о перечислении средств по сделкам, которые рассматривают суды. Банки пожаловались на мнимые судебные споры, которые затеваются ради вывода средств. Росфинмониторинг банкирам отказал, предложив жаловаться на подозрительные исполнительные листы.

Кредитный юрист Дмитрий Карев только с начала года дважды сталкивался с блокировкой своего счета: зависали клиентские деньги. В первом случае на доказательство своей благонадежности ушло полмесяца. Во втором случае банк сотрудничество так и не восстановил, пришлось выбирать другой.

– Теоретически обратиться в суд с иском о компенсации банком убытков, которые причинил необоснованный отказ в обслуживании, можно, – рассуждает Дмитрий. – Вопрос в том, как доказать, что убытки возникли именно из-за отказа банка.

Решением проблемы озаботились на высшем уровне. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов направил председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной письмо с предложением обсудить сложившуюся правоприменительную практику для соблюдения баланса интересов банков и их клиентов, а также привлекать банки к ответственности за необоснованные отказы в проведении транзакций.

Участники рынка предлагают открыто публиковать черные списки, чтобы компании могли сверяться с ними. Банки же должны внимательно относиться к объяснениям клиентов.

Редакция «ВП» будет следить за развитием событий.

Добавить комментарий