Преодолеть барьеры

Тендерное направление годами остается закрытым для большинства предпринимателей. Даже поднаторевшие в своем деле предприниматели оказываются за бортом системы государственных и муниципальных закупок, способной обеспечить гарантированные объемы и весомый оборот. Почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, пытались разобраться участники "круглого стола", организованного Волгоградским региональным отделением «Деловой России».

Полезный опыт

Несоответствие условиям, недобор по сумме баллов – причины проигрыша повторяются из года в год. Как только достигается соответствие конкурсным параметрам, требования пересматриваются.

– Постоянно выигрывают одни и те же компании. Доходит до того, что организацией питания в системах образования и здравоохранения у нас занимаются несколько ИП, на которые в сумме приходится от 70 до 90% рынка. Представители предпринимательского сообщества фиксируют очевидные нарушения, но юридически оказываются бессильны, – возмущается руководитель регионального отделения «Деловой России» Эдуард Панин. – Техзадания каждый год корректируются под одних и тех же лиц, а объемы распределяются между предпринимателями так, что по букве закона придраться не к чему.

Он отметил, что сегодня проблемы доступа к государственным и муниципальным закупкам существуют в таких сферах как строительство, проектирование, дорожные работы, поставки лекарственных средств и продуктов питания, организация питания в школах, детсадах и больницах. Представители предпринимательского сообщества регулярно поднимают вопрос о способах преодоления административных барьеров.

– Как это сделать? – спросил Панин у приглашенных на "круглый стол" чиновников. – Как получить требуемый опыт работы, если к закупкам нас не допускают?

И. о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе УФАС по Волгоградской области Сергей Моисеев отметил: опыт работы предприятия по организации детского и школьного питания стал необходимым требованием для участия в закупках после вступления в силу нового федерального закона.

– Вопрос следует в большей степени адресовать законодателям, – констатировал он, впрочем, подтвердив готовность глубже разобраться в ситуации. – Для того чтобы служба выполнила свою работу, необходимо, во-первых, обратиться с заявлением о том, что у конкретных организаций доля рынка превышает 30% (после проверки они будут внесены в соответствующий реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке); во-вторых, инициировать проведение проверки на предмет наличия сговоров. В итоге можно будет делать вывод – есть нарушение закона или нет.

Заместитель руководителя департамента по образованию администрации Волгограда Михаил Карась считает ограничение участия в конкурсе или аукционе предпринимателей без опыта работы оправданным, ведь бывало и такое, что малоизвестная фирма, выигравшая конкурс, отстранялась Роспотребнадзором. В такой ситуации нужно объявлять новую процедуру определения предприятия, способного добросовестно выполнить свои обязательства. На это уходит время, в течение которого детей кормить некому.

В то же время участники встречи отметили, что в связи с новыми законодательными инициативами у предпринимателей может появиться более простой способ выхода на сотрудничество с бюджетными организациями.

Без экспертизы и торгов?

Так, парламентарии Юга России предложили усовершенствовать контрактную систему закупок, сообщила пресс-служба Волгоградской областной думы. Соответствующее обращение в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ о внесении изменений в федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ направили законодатели из Астраханской области. Отдельные положения федерального закона существенным образом затрудняют или замедляют процедуру осуществления закупок, считают они.

В частности, законом предусмотрена обязанность заказчика проводить экспертизу результатов на предмет их соответствия условиям контракта. Но поскольку в штате заказчика эксперты зачастую отсутствуют, а при небольшой сумме закупки привлечение стороннего специалиста может быть сравнимо со стоимостью контракта или даже превышать ее, возникает проблема неэффективного расходования средств. Авторы обращения посчитали целесообразным расширить перечень случаев, при которых экспертное заключение поставленного товара, оказанной услуги не требуется. Кроме того, предлагается увеличить с 5% до 50% долю закупок заказчика, на которую не будет распространяться требование проведения торгов. Речь идет о контрактах для обеспечения повседневных нужд, не превышающих по стоимости 100 тысяч рублей по каждому договору.

Народный контроль

Интересно, что контрактная система в сфере госзакупок (федеральный закон № 44-ФЗ) обеспечила каждому гражданину страны возможность не только следить за процессом закупок, но и влиять на него, добиваясь отмены нечестных тендеров. Получить сведения о проводимых тендерах и внести личный вклад с борьбу с коррупцией можно, посетив сайт «За честные закупки» (зачестныезакупки.рф ), созданный в прошлом году с подачи Общероссийского народного фронта, сообщает сайт Совета директоров Волгограда. О своих подозрениях о нецелевом или неэффективном расходовании бюджетных средств можно сообщить через специальную форму на сайте «За честные закупки» или отправить электронное письмо с описанием нарушений в региональное отделение Народного фронта по адресу: onfvlg@yandex.ru . За несколько месяцев существования проект показал свою действенность. Под прицел пользователей портала попало более 360 сомнительных госзакупок на общую сумму более 150 млрд рублей. В результате было отменено 30 с лишним тендеров на общую сумму более 10 млрд рублей.

В Волгоградской области за 2013 год общественное обсуждение прошли 15 закупок с начальной ценой контракта 100,0 млн рублей и более (в т.ч. закупки, связанные с дорожным строительством и организацией питания больных в лечебных учреждениях г. Волгограда). Но, как сообщила начальник отдела регулирования контрактной системы и методологического сопровождения заказчиков департамента госзакупок регионального министерства экономики Татьяна Мальцева, несмотря на открытость информации о проведении общественного обсуждения, ни одного замечания или предложения не поступило.

Остается отметить, что итогом "круглого стола" стало решение создать рабочую группу по общественному контролю в сфере государственных и муниципальных закупок, в которую войдут региональные представители федеральных общественных организаций: «Деловая Россия», ТПП, «ОПОРА РОССИИ» и РСПП.