Продукты по карточкам

Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит отечественного производителя если не на грань выживания, то, по крайней мере, перед серьезной проблемой – как не потерять уже занятые позиции. А ведь существует еще межрегиональная конкуренция внутри страны.

Согласно статистике 91,5% волгоградских потребителей предпочитают товары местных производителей. Из них 77,5% утверждают, что на их выбор повлияет наличие фирменного знака, удостоверяющего этот факт. Таким образом, проблемы с доверием к местному производителю нет, есть проблемы с наличием "родного" продукта – количественная, связанная с его производством, и качественная, касающаяся его встречи с потребителем.

– Уровень самообеспечения за последние 10 лет существенно снизился, – говорит начальник управления промышленной политики департамента экономики администрации Волгограда Наталья Стрельцова. – Вывоз продукции с нашей территории составляет 26%, находясь на уровне с Краснодаром и Ростовом. При том, что они по основным статьям производства себя покрывают. У нас же покрытие только по бахчевым и овощам – здесь производство на 200% с лишним, но во всем остальном нехватка.

Причина такого дисбаланса заключается, по мнению Стрельцовой, в нескольких причинах. Это и отсутствие механизма гарантированного сбыта, и низкие темпы внедрения современных технологий на производстве, а также неэффективное использование потенциала местных торговых сетей. Все это приводит к тому, что на региональный рынок легко заходят иностранные производители и поставщики из других субъектов.

– Безусловно, в этом деле очень важна сознательность потребителя, – отмечает волгоградский уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Ващенко. – Надо четко понимать, что если вы предпочли московское молоко волгоградскому, то не следует жаловаться на ямы возле подъезда. Но у потребительского патриотизма недолгий срок жизни. Поэтому и до предпринимателей нужно донести, что невозможно бесконечно ездить на мерах господдержки, нужно работать над упаковкой, над качеством и над распространением. Хотя в сложившейся ситуации кажется целесообразным ввести также меры поощрения и для региональных сетей, распространяющих «свой» продукт.

Ситуация осложняется еще и тем, что при достаточно сильной структурированности всего производственного сектора в части выделения региональной и федеральной поддержки у Волгоградской области отсутствует программа развития пищевой промышленности. Производство конечного продукта является завершающим этапом других концепций. Таких как развитие производства свиней или развитие молочного скотоводства. Между тем это отдельная отрасль, которая нуждается в информационном и организационном сопровождении.

– Многие беспокоятся о том, как переживет наша пищевая промышленность вход в ВТО, – говорит Ващенко. – Но беспокоиться не о чем – наша "пищевка" до этого момента просто не доживет. Ее вхождение отодвинуто на самый поздний срок, спустя семь лет, но если ситуация не изменится, то ей осталось 2-3 года, не более.

Продлить срок жизни пищевой промышленности может только увеличение потребления, оно же мотивирует производителя на увеличение масштабов своего дела. В ряде российских регионов, осознав этот факт, принялись активно разрабатывать способы популяризации собственной продукции. Так, в Кирове практикуется выдача специальных дисконтных продуктовых карт как одна из форм социальной помощи малообеспеченным – получить по ним можно только продукции местного производителя. В Ульяновске действует сеть магазинов, которая специализируется на продаже исключительно региональной продукции. В Перми решили апеллировать к бессознательному покупателю, выступив с лозунгом «Покупай родное!». Некоторые из этих методов, в частности,продуктовые карточки, готовы опробовать и в Волгоградской области.