Раввин Залман Иоффе: Песах – праздник веры

В Волгоградской области веками проживают бок о бок люди самых разных национальностей. Но, к сожалению, мы очень мало знаем друг о друге. Редакция газеты «Волгоградская правда» решила восполнить пробел, открыв новую рубрику «Календарь праздников», в которой мы будем рассказывать о праздниках различных конфессий. Праздники любят все, так давайте их праздновать вместе. 

В канун праздника ваш корреспондент обратился к раввину Волгоградской синагоги Залману с просьбой написать о том, как празднуют евреи этот день. Ответ, признаться, удивил. «Сегодня нам нельзя ни писать, ни фотографировать», – ответил раввин и пригласил приехать в синагогу для устного общения.

– Залман, объясните, чем вызваны такие ограничения?

– Согласно Торе – священной книге евреев, есть запреты, которые мы должны исполнять. Они касаются прежде всего седьмого дня недели – это шаббат. (По еврейскому календарю суббота – седьмой день.) В этот день мы не зажигаем огонь, не пашем, не сеем, не строим, не ломаем. Всего в этот день запрещено тридцать девять видов работ, которые выполнялись в пустыне при строительстве переносного храма. Наши мудрецы установили, что есть разнообразные виды работ, схожие с теми, что выполнялись в пустыне. И распространили их не только на субботу, но и еще на праздничные дни. В том числе и Песах.

– У этой традиции наверняка есть своя история?

– Мы помним, что первые шесть дней Творец что-то творил, создавал из ничего нечто. И только в седьмой день он ничего не создавал нового. Так вот в субботу, являющуюся для нас седьмым днем, мы отказываемся от влияния на мир и признаем, что этот мир существует только потому, что есть Творец. Мы не хотим менять положения вещей в природе. Упомянутые 39 видов работ легли в основу созидательного влияния на мир.

– Как отмечает этот праздник Волгоградская еврейская община?

– Как все общины во всем мире. Правда, мы уже не печем мацу, не делаем пасхальный сок и ритуальное вино, а получаем из Москвы централизовано. Люди собираются либо в семье, либо в общине. Песах – прежде всего праздник семейный. Накануне мы освобождаем свои дома от всего квасного, всего, что приготовлено из теста, кроме мацы. В канун Песаха в поисках квасного (хамец) проводится генеральная уборка, очищается, буквально переворачивается весь дом, выбрасывается все лишнее, весь хлам... Люди должны сделать уборку и в своей душе – освободиться от всего лишнего, наносного в прямом и переносном смысле этого слова. Маца напоминает о том, что, когда евреи выходили из Египта на свободу, они даже не испекли хлеб в дорогу. Они так торопились, что поставленное тесто не успело подняться и им пришлось делать пресные лепешки.

– Но, помимо исторической памяти, идея мацы имеет и иной смысл?

– Безусловно. Пасхальный вечер начинается словами: «Вот вам хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте; каждый, кто голоден, пусть приходит и ест». В этих словах – смысл седера (пасхального застолья). Это напоминание об уверенности наших предков, что Бог им поможет и выведет из египетского рабства. Без этой уверенности они бы не отправились в путь, даже не дождавшись, когда опара взойдет в кадушке. На седер принято приглашать приезжих, даже незнакомых, оказавшихся далеко от семьи. Бог даровал нашим предкам свободу, спас от фараонова войска в море, сохранил их жизнь в пустыне, чтобы мы так же приходили на помощь ближнему, давали ему место за своим столом; чтобы все мы делили радости и печали, вместе преодолевали испытания и решали проблемы.

– Что вы считаете главным в этом празднике?

– Говорят, что Песах – это праздник свободы, по моему мнению, более, – это праздник Веры! Заповедь требует от каждого «видеть себя как если бы ты сам вышел из Египта». Почему это так важно? Когда человек сам выходит из рабства на свободу, у него есть два преимущества: он помнит, как тяжко ему было в рабстве, и он способен по-настоящему ценить обретенную свободу.
Кроме того, Песах – это праздник, дающий возможность собраться всей семьей вместе, вспомнить и прочувствовать еще раз, к каким корням мы привязаны, какая цепочка соединяет нас с горой Синай. Ведь если мы не задумываемся над своими корнями, над тем, что связывает нас с нашими предками, не осознаем нашей ответственности, мы не сможем точно определить свое место в сегодняшнем мире, каким звеном цепочки поколений мы являемся. Это время, когда человек задумывается о том, что он должен в этом мире сделать.