Роспотребнадзор предлагает сажать на 6 лет за некачественную продукцию

Надзорный орган выступил с инициативой ввести уголовную ответственность за производство, хранение, продажу некачественных продуктов питания и в 10 раз увеличить штрафы для предприятий общепита за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, уклонение от санитарных проверок. Проект закона, разработанного Роспотребнадзором, проходит публичное обсуждение. Принятие документа запланировано на первую половину текущего года.

Просьба не беспокоить

Свою позицию Роспотребнадзор обосновывает тем, что многие участники «пищевой цепочки» – от изготовителей сырья до продавцов готовой продукции – уклоняются от инспекций. Ведомство считает, что существующие сегодня санкции неадекватны совершаемым правонарушениям и зачастую бизнесмену проще заплатить штраф, чем связываться с проверкой. Ситуацию усугубил и принятый несколько лет назад закон о защите предпринимателей, согласно которому надзорные органы могут «беспокоить» организацию с плановой проверкой не чаще, чем раз в три года, при этом инспектор обязан заблаговременно уведомить владельца предприятия о своем визите. Однако смысл и в таких плановых проверках все же есть, считает руководитель территориального управления Роспотребнадзора Александр Злепко. Об этом он заявил в недавнем интервью «Волгоградской правде».

– Ситуации бывают разные, – прокомментировал Злепко. – У одного предпринимателя элементарно не хватает средств, чтобы выполнить предписания службы – ему проще действительно штраф заплатить. Второй не работает с персоналом, который у него постоянно меняется. Третий просто непрофессионал и ничего не понимает в той сфере, которой решил заняться. Но как бы там ни было, факт остается фактом: нарушения находят. Есть и откровенно недобросовестные предприниматели, пытающиеся найти лазейки в законодательстве. Накануне проверки они то вдруг срочно заболевают (а без первого лица на объекте проверка не может состояться), то затевают ремонт, то банально вешают на двери замок. А некоторые выбирают более радикальный путь – перерегистрируются как юридическое лицо или ИП. В нашей практике был беспрецедентный случай. В 2012 году на одном из предприятий общепита в Центральном районе Волгограда случились сразу две массовые вспышки заболевания сальмонеллезом, госпитализированы более 20 человек. А когда мы стали проводить эпидрасследование, выяснилось, что предприятие работало без проверок 15 лет. То есть его владелец постоянно перерегистрировался и таким образом избегал нежелательных для себя «свиданий» с проверяющими.

Однако проблема со стороны Роспотребнадзора видится гораздо шире: областное ведомство, ко всему прочему, практически не имеет возможности планово проверять федеральные торговые сети. Дело в том, что как и на любое другое предприятие инспекторы могут прийти не чаще, чем раз в три года, но если магазин недавно проверяли в другом регионе, то инспекторы Роспотребнадзора не смогут в плановом режиме появиться ни в одном из магазинов этой торговой сети по всей стране.

Александр Злепко считает, что эффективной мерой, зарекомендовавшей себя, был бы возврат к советскому опыту проведения внезапных проверок, которые показывают реальное положение дел на объекте, а не видимость, которую владелец может создать за несколько дней до проверки. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм должно быть «бесперебойным», и внезапная проверка – это не запугивание бизнеса, а обеспечение безопасности для потребителей.

Кто докажет невиновность

Предприниматели, со своей стороны, видят ситуацию в совершенно ином свете, но также считают, что порядок взаимодействия проверяемых и инспекторов требует серьезной доработки.

– Прежде чем вводить уголовную ответственность, – отмечает предприниматель Николай Лукьяненко, – надо сделать более цивилизованным сам рынок. Бывает и такое, что продаются продукты, производителей которых не существует в природе. В этом случае кто будет отвечать? При этом у нас действует презумпция виновности. Инспекторы делают контрольную закупку в отсутствие представителей предприятия, производившего продукт. Изготовитель лишь получает уведомление, что продукция по каким-то параметрам не соответствует нормам. Если сказал Роспортебнадзор, что плохо, то производитель предпочитает согласиться во избежание дополнительных проверок.

Прежде чем ужесточать санкции, необходимо сделать проверки более прозрачными, а их результаты объективными, считает Лукьяненко. Все образцы, выработанные на предприятии, хранятся в течение определенного времени для претензионной работы, и взятый проверяющими образец должен обязательно сличаться с тем, который есть у изготовителя, и если оба они не отвечают нормам, тогда надо наказывать, поясняет свою позицию предприниматель.

– Сегодняшний принцип однобокий, карательный, – говорит Николай Лукьяненко. – Перефразировав главное правило торговли – покупатель всегда прав, можно сказать: встал за прилавок – уже виноват. Оснований для изъятия образцов масса, например, обращение любой общественной организации или юрлица. Это уже начинает превращаться в бизнес для некоторых общественников, которые шантажируют торговые сети. Имеет место и то, что таким образом производители сводят счеты друг с другом.

Позицию предпринимателя Николая Лукьяненко поддерживает руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко.

– Я с юридической точки зрения смотрю через презумпцию невиновности, – говорит Семененко. – Допустим, кто-то обнаружил в магазине некачественный продукт, вызвавший угрозу жизни и здоровью потребителей. Каким образом можно доказать, кто в этом виноват? Кто будет нести уголовную ответственность? Продавец скажет, что виноват производитель, тот в свою очередь скажет, что получил некачественное сырье. Мы погрязнем в судах. У нас существует уголовная ответственность за умышленное причинение вреда здоровью, этого на сегодняшний день достаточно, на мой взгляд. Я согласен с тем, что штрафные санкции должны быть жестче, но, наверное, мы пока еще не готовы к тому, чтобы вводить уголовную ответственность за появление на прилавках некачественной продукции, доказательный процесс будет очень тяжелым. Я думаю, что высокие штрафы заставят и продавца, и производителя тщательнее контролировать качество.

Таким образом, и бизнес-сообщество, и Роспотребнадзор недовольны нынешним положением дел в сфере надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, но каждый из участников этого процесса видит необходимые изменения по-своему. При этом предприниматели очень хотят, чтобы власть слышала не только госструктуры, но и принимала во внимание мнение бизнеса.