Рубль пишем, два в уме

На заседании Госсовета в пятницу, 22 сентября, Владимир Путин обозначил основные принципы бюджетных взаимоотношений между федеральным центром и субъектами РФ. Регионы вернут Минфину РФ дешевые бюджетные кредиты, которые были взяты в последние несколько лет для замещения дорогих коммерческих займов. Однако график их погашения будет зависеть от эффективности бюджетно-налоговой политики на местах, заявил президент. Что это означает для Волгоградской области и каждого из его жителей, поясняет экономический обозреватель «Волгоградской правды» Татьяна Дмитриева.

Время отдавать долги

Очередное заседание Госсовета при Президенте России было посвящено двум вопросам – модернизации дорожно-транспортной системы в регионах и распределению финансов между федеральным центром и региональными бюджетами. Эти темы напрямую связаны друг с другом, поскольку вложения в дороги и транспорт – значительное бремя для казны субъектов РФ. Для исполнения своих обязательств по бюджету регионы давно занимают деньги (это общемировая нормальная практика) у банков, на рынке облигаций или у Правительства. У последнего брать взаймы дешевле всего – Минфин РФ дает деньги под символические десятые доли процента, но далеко не всем и не так много, как бы хотелось. Охотнее занимают тем, кто меньше закредитован и навел порядок со своими финансами.

Волгоградская область до 2014 года занимала под очень высокие проценты. Это были дорогие займы, потому что кредиторы видели много рисков в том, как областные власти распоряжаются бюджетными деньгами. Свою роль сыграла и частая смена губернаторов, и постоянные политические конфликты в регионе. Федеральный центр в принципе по этой же причине не давал Волгоградской области «дешевых» денег – просто не было гарантий, что их не разворуют и они пойдут на реальные социальные и экономические проекты.

В 2014–2016 гг., после того как новый глава региона Андрей Бочаров пригласил на пост председателя бюджетного комитета опытного финансиста Александра Дорждеева, ранее много лет проработавшего на этом посту, в бюджетной сфере Волгоградской области был наведен порядок. Дорждеев последовательно стал замещать дорогие банковские кредиты дешевыми кредитами Минфина РФ.

Однако с начала 2017 года регионы начали возвращать Правительству РФ эти займы (пришел срок!), причем новые кредиты Минфин не торопится выдавать – министерство стало постепенно сворачивать эту практику. В СМИ появилась и неофициальная информация о том, что якобы решено вообще отказаться от этого инструмента межбюджетных отношений. Таким образом, субъекты Федерации будут вынуждены вернуться к практике заимствования дорогих «коммерческих» кредитов и облигаций. Паникеры стали говорить, что у многих регионов могут появиться значительные «финансовые дыры» – социально-экономические обязательства, которые просто нечем исполнить. Уже стали предрекать и дефолт ряда субъектов РФ.

Владимир Путин на Госсовете рассказал, как будет решаться эта проблема, и развеял все слухи и домыслы.

 

Причин для паники нет

– 31 процент так называемых собственных доходов регионов идет на погашение кредитов, – сообщил Владимир Путин. – Однако объем задолженности все-таки сокращается, потому что собственные доходы регионов растут достаточно приличными темпами.

На 1 января 2017 года госдолг регионов был 2, 318 трлн рублей, сообщил глава государства, или 36,5% к собственным доходам. В настоящее время этот показатель снизился до 33,8%. Причем почти половина госдолга субъектов – свыше триллиона рублей – приходится на те самые бюджетные кредиты федерального центра. Вроде бы «свои заняли своим», но Правительство РФ требует возврата этих средств – федеральный бюджет сейчас также испытывает трудности.

– Нам нужно расчистить региональные финансы, чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам, – подчеркнул Путин. – В 50 регионах долг превышает половину собственных доходов (Волгоградская область относится к этой группе регионов. – Прим. ред.), а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы. Это, конечно, абсолютно критический уровень. 

По словам президента, в Правительстве РФ было много споров по поводу возвращения бюджетных кредитов.  

– Тем не менее договоренности состоялись, они окончательные. В чем они заключаются? С 1 января 2018 года мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на семь лет. Для отдельных регионов эта программа может быть еще более льготной, она может быть растянута на 12 лет.

В первые два года действия программы условия возвращения бюджетных кредитов будут «максимально льготные» – регионам нужно будет выплачивать всего по пять процентов долга ежегодно. Путин лично настоял на этом. Такой график позволит субъектам Федерации только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд рублей. 

По настоянию президента действующий график погашения бюджетных кредитов будет смягчен – возвращать долги регионы будут постепенно. Это позволит им высвободить в 2018 году 250,5 млрд рублей, в 2019 году – 177,5 млрд рублей.

– Фактически это дополнительные деньги, помощь дополнительная регионам со стороны федерального бюджета, – подчеркнул Владимир Путин. – У субъектов, таким образом, высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан. 

При этом президент подчеркнул, что средства, полученные в результате щадящей реструктуризации бюджетных кредитов, регионы должны направить на оздоровление своих финансов:

– Нельзя, как сеятели, эти деньги налево и направо разбрасывать, а потом через пару лет опять прийти в банк либо в федеральный бюджет с протянутой рукой. Эти средства должны быть направлены на оздоровление финансов, на сокращение бюджетного дефицита, на снижение кредиторской и другой задолженности.

За финансовую политику и рост доходов субъекты РФ будут поощряться – регионы, которые в 2018–2019 годах обеспечат рост региональной налоговой базы и неналоговых поступлений в свои бюджеты темпами не ниже инфляции, получат дополнительную льготу, сообщил президент. Она будет заключаться в продлении программы реструктуризации бюджетных кредитов на срок до 12 лет. Но для этого в 2018–2019 гг. регион должен доказать свою эффективность в бюджетной политике.

– Прошу министра финансов дополнительных сложностей для регионов не создавать, – подчеркнул Путин. – Знаю, что у Вас были идеи, связанные с тем, чем дополнительно нагрузить и как выявить эту эффективность какими-то дополнительными критериями, но давайте на этом ограничимся. За два года если обеспечат рост региональной налоговой базы темпами не ниже инфляции – это достаточный показатель для того, чтобы получить дополнительную льготу, то есть рассрочить еще до 12 лет. Такие регионы и в 2020 году должны будут погасить лишь пять процентов долга, а в дальнейшем их платеж составит по 10 процентов ежегодно вплоть до 2029 года, когда будут оплачены оставшиеся. Мы посчитали, что к 2029 году остаток составит всего пять процентов, и тогда нужно будет погасить пять процентов. 

При этом президент попросил Правительство РФ включить в прирост налоговой базы субъектов Федерации и ту ее часть, которая не облагается налогами из-за региональных налоговых льгот. Это важно, поскольку регионы должны продолжать работу над повышением инвестиционной привлекательности, в том числе используя налоговые стимулы, подчеркнул Путин. Сейчас же в методиках правительства эти показатели не учитываются.

Кстати, в ближайшее время по поручению президента Минфин РФ разработает четкую методику определения эффективности предоставления инвесторам налоговых льгот.

– Льготы нужно раздавать не своим да нашим, а тем, кто эффективно работает в экономике региона. И эта эффективность должна быть определена по методике, которая должна быть соответствующим образом разработана, – подчеркнул президент. До конца октября по его  поручению будут детально разработаны все аспекты реструктуризации бюджетных кредитов, будет проведена работа с каждым субъектом Федерации. 

Что будет с коммерческими кредитами?

Однако Владимир Путин признал, что проблема долгов перед коммерческими банками продолжает оставаться острой. На долю этих кредитов приходится около 30% регионального госдолга, причем для отдельных субъектов размер этой задолженности стал запредельным:

– В этой связи мы договорились с правительством и минфином, что положение этих субъектов Федерации должно учитываться отдельно, к ним должен быть разработан особый подход. В некоторых субъектах руководители забирались в налоговые поступления будущих лет, то есть в этом году брали с налогоплательщиков то, что они должны заплатить в следующем и последующих годах. А на следующий год как жить? Такой способ ведения хозяйства является, как бы это совсем мягко сказать, спорным, загоняет в тупик региональные финансы в конце концов. В результате появляются долги бюджетных учреждений. Руководители регионов должны самым внимательным образом следить за этим. А кто будет следить‑то: из Москвы за этим не уследишь, это ваша обязанность. 

Отдельно президент призвал разбираться с задолженностью перед коммерческими банками. Всегда ли были обоснованны эти займы? И почему занимали под такие высокие проценты?  

– С руководством Сбербанка говорили, они приняли решение снизить ставку по коммерческим кредитам с 14, скажем, до 8,5 процента, – рассказал Путин. – Не все обращаются за этим снижением, возникает вопрос: а почему? Может быть, выгодно кому‑то из руководителей регионов платить высокую ставку? Кому это выгодно? Зачем они это делают? Я внимательно посмотрю, кстати говоря, на эти примеры.

Собственно, именно об этом говорил в 2014 году глава Волгоградской области Андрей Бочаров, когда еще в статусе исполняющего обязанности принял к управлению регион. До 2014 года Волгоградская область на исполнение своей казны занимала деньги под проценты гораздо выше рыночных – это было явно невыгодно региону, но активно лоббировалось финансистами, стоявшими тогда у руля. Бочаров начал с этим бороться еще несколько лет назад, а сбалансированность бюджета Волгоградской области неоднократно ставилась федеральным центром в пример другим субъектам РФ. Наш регион был и одним из лидеров в замещении дорогих коммерческих кредитов на бюджетные. Поэтому у нас высокие шансы получить самые выгодные условия реструктуризации этого долга, ведь, по сути, Бочаров еще в 2014 году начал реализовывать многие направления бюджетной политики, обозначенной вчера Владимиром Путиным. 

Это значит, что в регионе останется больше средств на обновление дорог, больниц, школ и других социальных учреждений. И положительные перемены, которые мы все уже видим вокруг себя, продолжатся.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Наведение порядка в финансово-бюджетной сфере Волгоградской области началось в 2014 году, когда по поручению губернатора Андрея Бочарова профильный комитет администрации региона начал работу по замещению дорогих коммерческих кредитов, взятых в прошлые годы, более дешевыми займами Минфина РФ. Если в 2014 году их доля в структуре госдолга региона составляла около 14%, то к 2017 году этот показатель приблизился к 50%.

По данным администрации, за три года благодаря оптимизации финансово-бюджетной сферы собственные доходы областной казны выросли на 12 млрд рублей. Только на госзакупках удалось снизить расходы на 4,5 млрд рублей

Сэкономленные средства были направлены в реальный сектор экономики – строительство дорог и модернизацию социальной инфраструктуры.

 

Фото пресс-службы администрации президента России, пресс-службы губернатора Волгоградской области и (с) ИД "Волгоградская правда".