Сергей Боженов: "Область крайне заинтересована в увеличении пропускной способности Волго-Донского водного пути"

Новые нитки Волго-Донского канала избавят от корабельных пробок. Обновленная стратегия развития транспортной инфраструктуры России предусматривает значительное увеличение пропускной способности Волго-Донского гидросооружения. Перспективы этого грандиозного проекта, а также подготовку транспортной инфраструктуры Волгоградского региона к проведению чемпионата мира по футболу министр транспорта России Максим Соколов и губернатор Сергей Боженов обсудили на прошедшем в Волгограде выездном совещании.

Суточный простой

Встреча проходила на теплоходе, что позволило министру транспорта России, а также представителям профильных ведомств во время движения в сторону Волго-Донского судоходного канала лично увидеть, какое скопление грузовых судов наблюдается на юге Волгограда.

– На сегодняшний день Волго-Донской судоходный канал работает с максимальной нагрузкой, – отметил руководитель ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» Олег Шахмарданов. – У входа в канал в ожидании своей очереди постоянно находятся порядка 20 судов, которые простаивают здесь до 25 часов. При этом объем грузоперевозок год от года возрастает.

Так, в 2008-м было перевезено 4,78 миллиона тонн. А в 2011 году объем перевозок уже достигал 9,46 миллиона тонн, в 2012-м – 11,4 миллиона тонн. В навигацию этого года также предусматривается увеличение грузопотока, который составляют главным образом нефтепродукты, сера, удобрения на экспорт. Прогнозируемые же на перспективу грузопотоки значительно (в 1,8 раза!) превышают пропускную способность канала.

С ростом количества проходимых судов увеличиваются и риски транспортных происшествий, в том числе с повреждением судоходных гидротехнических сооружений. Так, случившаяся в 2004 году авария на Константиновском гидроузле и повреждение нижних ворот шлюза на несколько суток парализовали движение по каналу. Помимо экономических издержек, такое положение дел создает и угрозу экологической безопасности.

– Очевидно, что назрела необходимость строительства вторых ниток канала, – говорит Олег Шахмарданов. – Они облегчат транзитное движение транспорта и обеспечат серьезное экономическое развитие юга страны.

Новый канал для новых объемов

На сегодняшний день разработано несколько концептуальных проектных решений по увеличению пропускной способности канала. В частности, предлагается создать новый обходной судоходный канал протяженностью 41,8 километра с выходом из Волги в районе станции Татьянка (в 37 километрах ниже по течению от существующего канала) в обход Красноармейского района. Объединение нового канала с существующим проектируется за шлюзом № 9 в водораздельном бьефе Варваровского водохранилища. Далее внутренний водный путь пройдет по существующему каналу, Цимлянскому водохранилищу и далее по Дону. Такое расширение канала предусматривает строительство четырех вторых ниток шлюзов 10-13, а также строительство двухниточного шлюза на Багаевском гидроузле, реконструкцию ряда гидросооружений.

– Развитие и повышение эффективности системы внутреннего водного транспорта является одним из определяющих факторов социально-экономического развития Волгоградской области, – подчеркнул губернатор Сергей Боженов. – Это и дополнительные налоговые поступления, и новые рабочие места. Поэтому мы крайне заинтересованы в увеличении пропускной способности Волго-Донского водного пути, наращивании грузопотока и развитии туристических перевозок.

Как отметил министр транспорта России Максим Соколов, имеющихся средств в программе развития внутреннего водного транспорта достаточно для того, чтобы обеспечить нормативную работу Волго-Донского канала. Однако сегодня назрела необходимость думать и о развитии этого гидросооружения.

– Расширение пропускной способности Волго-Донского судоходного канала до ее соответствия тем грузопотокам, которые идут по нашим рекам, предусмотрено в стратегии развития транспортной инфраструктуры страны до 2030 года, – подчеркнул Максим Соколов. – Причем речь идет не только об увеличении грузовых, но и пассажирских перевозок. Развитие внутренних водных путей сегодня является приоритетным, поскольку позволит перераспределить общий грузопоток и максимально эффективно использовать потенциал водных объектов.

Поддержка федеральным рублем

Также участники совещания обсудили перспективы федерального участия в развитии дорожного комплекса Волгоградской области. Работы по строительству многих объектов в рамках подготовки региона к чемпионату мира по футболу уже начались. В декабре будет сдан в эксплуатацию путепровод в Гумраке, в 2015-м году – мост через Ахтубу и транспортная развязка на Тулака в Советском районе Волгограда. Разрабатываются проекты модернизации железнодорожного и автомобильного вокзалов. За счет областных средств готовится документация на возведение южного отрезка Третьей продольной магистрали и реконструкцию Первой и Второй продольных. Всего же в планах подготовки региона к мировому чемпионату – 15 крупных дорожно-транспортных объектов. Все они будут включены в областную целевую программу подготовки к ЧМ-2018. Этот документ должен быть утвержден уже до 1 ноября 2013 года.

По словам министра транспорта России, направления, обозначенные правительством Волгоградского региона, являются ключевыми – от них зависит социально-экономическое развитие многих отраслей. После утверждения областной программы будет определен окончательный объем федерального финансирования.