Сети для покупателя

В Волгограде стартовал сезон распродаж и маркетинговых кампаний. Скидки, бонусы, дисконтные карты, подарки, лотереи в оставшиеся перед праздниками недели, словно щупальцами, затягивают покупателя в пучину прилавков и витрин. Как говорят специалисты, современный покупатель, прежде чем переступать порог любого магазина, должен помнить несколько обязательных правил.

Магазины как будто соревнуются в выгодных предложениях и разного рода бонусах. Одни зазывают фантастическими распродажами, другие – необычными рекламными кампаниями, третьи – лотереями, в которых, например, разыгрывается новогодний тур в Европу. Казалось бы, выгоду можно просчитать на калькуляторе. Допустим, если приобрести две вещи по цене одной, то можно и сэкономить, и обновить гардероб. То же при покупке вещей с пятидесятипроцентной скидкой.

Однако это миф. Психологи уверены: все маркетинговые ходы призваны воздействовать прежде всего на эмоции и чувства потребителей, а не на их здравый смысл. Поэтому возникшие в атмосфере торгового центра иллюзии целесообразности зачастую рушатся, стоит лишь повнимательнее приглядеться к приобретенному. Например, две вещи, купленные по цене одной, оказываются одинаково неудобными, а взятая со скидкой бытовая техника, как выясняется, стоит намного дешевле в соседнем торговом центре.

– Для любого торгового предприятия главная цель – это получение прибыли, – подчеркивает директор Фонда «Институт экономических и социальных исследований» Михаил Шевяков. – Но делать это можно разными способами. Кто-то ставит задачей сиюминутное извлечение выгоды. Другие, напротив, рассчитывают маркетинговые кампании так, чтобы помимо прямых были и косвенные выгоды в течение какого-то времени. Сейчас, например, некоторые торговые сети вводят сложные схемы накопления и скидок. Это прямой расчет на перспективу, на то, чтобы покупатель пользовался именно их услугами.

По словам Михаила Шевякова, каких-то революционных маркетинговых ходов в последние годы в Волгоградском регионе не изобретено. Однако и старые, уже известные способы достаточно эффективны, если все правильно рассчитать – целевую аудиторию, время, предложения. В итоге в предновогодний период прибыль в торговле возрастает на десятки процентов.

– Все магазины активно пользуются приемами, которые воздействуют на эмоции покупателя, – уверена педагог-психолог Наталья Маринцева. – Об этом особенно надо помнить сейчас, когда начались распродажи. Как я всегда говорю, покупки надо делать с холодным расчетом, а не на горячую голову. Например, если это продукты питания, надо обязательно изучить их состав. Ведь очень даже вероятно, что товар в яркой упаковке и с большой скидкой содержит множество «химии» и добавок и так называемая сниженная цена – его реальная стоимость. То же самое с одеждой. Массовые распродажи могут оказаться не более чем уловкой магазина, который таким образом избавляется от дешевых неходовых товаров.

В идеале за покупками следует отправляться с четким списком необходимого. Сумму, которую можно потратить, также желательно определить изначально. При этом, по словам Натальи Маринцевой, будет хорошо, если покупатель настроится именно на «борьбу» с ненужными соблазнами. И после того как человек обойдет торговый центр и не потратит лишнего, он вполне может побаловать себя за проявленное «мужество», к примеру, чашкой дорогого кофе. Если же покупатель чувствует, что не может справиться с соблазном, прежде чем приобрести, стоит хотя бы обойти все подобные отделы и изучить максимальное количество схожих вещей.

– При этом необходимо помнить, что на товары со скидкой, даже девяностопроцентной, распространяются точно такие же гарантии, как и на неуцененные, – подчеркивает председатель президиума ВООО «Ассоциация по защите прав потребителей» Юрий Гольдер. – То есть если возникнут проблемы, покупатель точно также вправе обменять покупку, сдать ее или получить сервисное обслуживание. На данной продукции также должны быть указаны производитель и вся необходимая потребительская информация. Если этого нет – от покупки лучше отказаться, с большой долей вероятности товар является контрафактным.

Как предупреждают специалисты, импульсивные приобретения – чаще всего удел детей и женщин. Так что первых лучше всего не брать в торговые центры, если запланировано множество покупок. Ведь пока взрослые будут выбирать, к примеру, спиртное, ребенок найдет какую-нибудь дорогую игрушку. Ну а вторым нужно проявлять максимум рассудительности.