Школа для современного учителя

В Волгограде три года действует уникальная стажировочная площадка для педагогов. С 2011 года на базе Волгоградской академии повышения квалификации работников образования (ВГАПК РО) успешно работает стажировочная площадка федерального значения, где прошли обучение более 3 тысяч педагогов.

Ее открытие стало возможным благодаря победе Волгоградской области в конкурсе Минобрнауки РФ по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».

– Думаю, в том, что нас тогда поддержала Федерация, решающую роль сыграла актуальность избранной нами темы «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик». И, конечно, важным фактором была ресурсная готовность системы образования региона продуктивно решать важнейшую задачу сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Мы считаем, что эта проблема может решаться через развитие тьюторских практик, – рассказывает ректор ВГАПК РО Николай Болотов.

В Волгоградской области к тому времени уже была создана сеть из 175 инновационных площадок. Из них 28 активно разрабатывали и внедряли современные модели качественного образования.

К тому же в академии активно действовал сертифицированный Региональный центр развития тьюторских практик, на тот момент один из очень немногих в России. Налаживались тесные контакты с учителями через сетевые сообщества руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-тьюторов, классных руководителей. Настоящими «точками роста» стали инновационные образовательные учреждения, позднее превратившиеся в базовые школы федеральной стажировочной площадки.

Недавно в Волгограде состоялась научно-практическая конференция, на которой подводились итоги трехлетней работы федеральной стажировочной площадки. С удовлетворением говорилось, что индивидуальные образовательные маршруты по-настоящему входят в жизнь сегодняшней школы. А помогают ученику идти по собственной образовательной тропинке учителя-тьюторы.

В течение трех лет в рамках стажировочной площадки на базе Волгоградской академии повышения квалификации прошли обучение более 3 тысяч педагогов-практиков. За парты садились не только жители Волгоградской области, но и гости из других регионов России. Учеба велась на средства гранта, т. е. была для слушателей бесплатной.

Педагоги повышали квалификацию по различным программам, включающим курсы по введению в тьюторство, по технологиям открытого образования, социальным практикам школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, тьюторскому сопровождению одаренных детей. Учителей знакомили с новыми формами и методами, по которым должен работать тьютор, формировали у них тьюторскую компетенцию.

Тьюторство все еще остается достаточно новым явлением в российском образовании, но чрезвычайно перспективным. И все-таки, хотя тьюторство пока находится на этапе становления, уже можно говорить о его положительных результатах. В школах, где серьезно занимаются индивидуализацией образования и тьюторским сопровождением, ученики становятся более самостоятельными, ответственными, умеют грамотно распоряжаться свободой выбора. Тьютор помогает ребенку разобраться в неудачах, успехах и правильно сформулировать цели на будущее. Он показывает ребенку его возможности, т. е. где, в каких сферах он мог бы лучше всего себя проявить. Учитель-тьютор координирует самостоятельную учебу школьника, выбор ребенком учебного профиля, кружков.

При этом специалисты подчеркивают: речь не идет о всеобщей тьюторизации российской системы образования. Ведь это довольно дорогостоящий вид педагогической деятельности.

– Прежде всего, потребность в ней может возникнуть у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также у семей, где воспитываются особо одаренные дети, – комментирует Гюльнара Ястребова, профессор, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ВГАПК РО.

Это очень не простой процесс – перевод учителей в позицию носителей идей педагогики индивидуализации и тьюторской деятельности, превращение инновации в профессиональную норму.

Работа ведется в сотрудничестве с министерством образования и науки Волгоградской области, муниципалитетами, Центром методической и технической поддержки информатизации образования, Центром оценки качества образования, другими структурными подразделениями академии. За три года накоплены научные, программно-методические и информационные ресурсы, проведено материально-техническое оснащение стажировочной площадки и ее 24 базовых школ.

Отмечается тенденция развития федеральной стажировочной площадки во всероссийскую и даже международную. Волгоградские педагоги и руководители системы образования изучили опыт белорусских коллег на стажировке в Минске. В тандеме с Академией последипломного образования Республики Беларусь был реализован зарубежный стажировочный модуль.

Продолжается сотрудничество с Межрегиональной тьюторской ассоциацией и тьюторскими центрами страны. Команды специалистов из других регионов России, прошедшие обучение в Волгограде, транслируют освоенный эффективный опыт в своих регионах.

Подготовка специалистов на базе стажировочной площадки, прежде всего, была направлена на освоение ими локальных компетенций, наиболее востребованных в ситуации модернизации и инновационного развития образования России. В частности, здесь готовили и такую профессиональную элиту, как консультанты-эксперты, педагогические аудиторы и аналитики в сфере образования.

На базе стажировочной площадки развернуты исследования по проблемам индивидуализации образования и его тьюторского сопровождения. Наиболее интересные из них: тьюторское сопровождение смыслопоисковой деятельности старшеклассников; сравнительный анализ тьюторских практик в образовательных системах Западной Европы; подготовка будущего учителя к проектированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся и другие. Результаты исследований нашли отражение в нескольких коллективных монографиях, научных докладах и статьях, в том числе и в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Созданы оригинальные методические, информационные, технологические пособия по проблематике стажировочной площадки, включающие программы дополнительного профессионального образования, стажерских практик и профессиональных проб. Изданы методические и учебные пособия как для стажеров, так и для специалистов, обеспечивающих деятельность стажировочной площадки.

Проведены три конференции международного уровня по проблемам индивидуализации образования и его тьюторского сопровождения.

Организованы конкурсы на лучшую программу стажировочного модуля, на лучшую методическую разработку по теме «Индивидуализация образования посредством тьюторских практик», региональный конкурс «Лучшая цифровая школа» (по семи номинациям).

В рамках стажировочной площадки внедряются новые модели повышения квалификации. За три года ее существования регион получил новые интеллектуальные и финансовые импульсы в развитии образования, благодаря чему инновации становятся повседневной практикой школьной жизни.

на правах рекламы