Старость в радость

С 1 сентября каждое транспортное средство в России будет облагаться утилизационным сбором. По предварительным подсчетам, базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20-45 тыс. рублей, утилизация грузовика оценивается от 150 до 400 тыс. рублей. Уплата сбора ляжет на плечи производителей и импортеров, что в свою очередь может отразиться на цене авто.

Вопрос государственного регулирования сдачи в утиль старых автомобилей в России назрел уже давно. Как полагают эксперты, создание отлаженной системы утилизации – одна из первостепенных задач российского автопрома. По данным статистики, за десять лет (с 2002-го по 2011 год) общее количество автомобилей в России увеличилось почти на 60% и составляет сегодня более 35 млн единиц.

Если принять во внимание темпы роста и сопоставить их со среднеевропейским уровнем ежегодно утилизируемых автомобилей (6%), становится ясно: скоро в России необходимо будет ежегодно утилизировать не менее двух миллионов автомобилей. Это очень внушительная цифра, и решить проблему утилизации возможно, только создав для этого соответствующую правовую основу и экономические условия.

Как показывает мировой опыт, для действенной организации утилизации необходима эффективная ступенчатая система, включающая в себя развитую инфраструктуру: пункты приема отслуживших автомобилей, предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто, заводы по переработке.

В качестве примера эксперты приводят Голландию, где утилизационная инфраструктура наиболее развита. Там все организовано предельно просто. Утилизационный налог в размере 45 евро в Голландии уплачивает производитель или официальный дилер на стадии продажи нового автомобиля. С автовладельца никакая плата при сдаче автомобиля на утилизацию не взимается. При этом транспортный налог автовладелец платит до тех пор, пока не предоставит госорганам соответствующий документ об утилизации авто.

По мнению руководителя межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Армена Оганесяна, сегодня у российского бизнеса нет особого желания участвовать в строительстве необходимой утилизационной инфраструктуры, потому что пока не проработано соответствующее законодательство, гарантирующее постоянную занятость для нанятого для этих целей персонала.

По мнению Оганесяна, государство должно найти возможность простимулировать создание рентабельных перерабатывающих производств за счет субсидирования строительства инфраструктуры или за счет дотаций для покрытия операционных расходов утилизационных предприятий.

Кроме того, руководитель регионального «Движения автомобилистов» считает, что необходимо вводить специальные стимулирующие программы и для автолюбителей:

– Сейчас стимула сдавать свой автохлам у автовладельцев фактически нет. Если он появится, причем не обязательно денежный, то можно рассчитывать, что утилизация станет набирать обороты, как мы это видели в ходе недавней госпрограммы по утилизации.

К слову, госпрограмма по утилизации 2011 года, в ходе которой было сдано более 600 тыс. единиц автотехники, предусматривала поощрение автолюбителей. За сданный в утиль автомобиль владелец получал сертификат номиналом 50 тыс. рублей. Его можно было использовать в качестве оплаты при приобретении нового автомобиля, произведенного на территории России и стоимость которого не превышала 600 тыс. рублей. При этом затраты на утилизацию (до 3 тыс. руб.) автолюбители уплачивали самостоятельно.

В отношении неизбежности сентябрьского повышения цен на автомобили в связи с введением утилизационного сбора мнения экспертов несколько расходятся.

К примеру, директор ООО «ВР-Сакура» – официального дилера «Honda» Дмитрий Ковынев считает, что это уже фактически решенный вопрос, и тем, кто решил обзавестись новым автомобилем, лучше сделать это до конца августа.

– Автомобили наверняка станут дороже, объем продаж соответственно упадет. Насколько – сейчас трудно сказать. Поэтому тем, кто задумывается о покупке нового автомобиля, выгодней это сделать до первого сентября, так как после этой даты понравившийся вам автомобиль увеличится в цене. При этом его комплектация не изменится, опций не прибавится, – считает Ковынев.

У директора ООО «Бавария Моторс» – официального дилера «BMW» Сергея Алексеева пока такой уверенности нет.

– Говорить о том, что цены подорожают на сумму утилизационного сбора, пока рано. Дискуссия внутри сообщества российских автопроизводителей продолжается. Официальные дилеры самостоятельно не повышают и не понижают согласованные с производителем цены. Возможно, производители найдут с государством общий язык и изыщут возможность компенсировать издержки, связанные с необходимостью уплаты утилизационного сбора. Одним из вариантов может стать принятие производителями обязательств по утилизации автомобилей собственными силами. В этом случае повышения цен на новые автомобили не произойдет, – уверен Алексеев.