Ставка на Волгу

Систему речных пассажирских и грузовых перевозок в стране и нашем регионе ждут серьезные изменения в соответствии с параметрами, заданными на прошедшем в Волгограде заседании Госсовета РФ под председательством президента Владимира Путина. Речные перевозки – приоритетная отрасль для волгоградской экономики.

Реализуемая в регионе стратегия развития туризма позволит привлечь в регион 2 млн человек к 2020 году, к этому времени благодаря реализации гос программы вырастут и грузоперевозки. Основные вопросы развития речных транспортных и грузоперевозок через наш регион по итогам прошедшего на прошлой неделе в Волгограде выездном заседании президиума Госсовета РФ обсудили на прошлой неделе волгоградские эксперты.

В 2015 году, по данным УФМС России по Волгоградской области, наш регион посетили 819 тыс. туристов, из них 17,17 тыс. человек – иностранные гости. Однако количество туристов, сходящих на берег Волги с трапа парохода, с каждым годом неуклонно снижается, констатируют туроператоры.

– С 2000-х годов речной транспорт привозил в область в среднем 65 тыс. туристов, а в 2015 году – всего 25 тыс. человек, – рассказала директор ГБУ ВО «Агентство развития туризма» Майя Власова.

Тем не менее с пассажироперевозками проблемы сегодня решаются. Согласно целевым показателям развития туристической сферы региона до 2020 года в текущем году Волгоградский регион посетит 901 тыс. туристов, в том числе 18 тыс. иностранцев. То есть прогнозно прирост турпотока в этом году составит порядка 10 %.

Возможным это стало и благодаря активному участию региона в федеральных программах и проектах с привлечением средств не только на увеличение количества путешественников, но и на повышение туристической привлекательности региона. Несколько лет назад был разработан инвестпроект по устройству набережной им. 62-й Армии, и начиная с 2017–2018 годов в регион будут привлечены финансовые средства на его реализацию.

Кроме того, региональная программа «Территория побед» вошла в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию въездного внутреннего туризма в РФ. В Волгоградской области в рамках ФЦП будут укреплены центральная лестница набережной и подпорная стенка, которая держит верхнюю террасу, а в Камышине построена новая пристань. Это значит, что круизные суда будут заходить не только в областной центр.

– К сожалению, большая часть туристов концентрируется именно в Волгограде, – отмечает Майя Власова. – Мы хотим расширить предложения для туристов, чтобы они комбинировали свое путешествие – посещали и город, и муниципальное образование. У нас большое количество значимых объектов туристического притяжения в районах области.

Волгоградская область вошла в число 30 регионов – участников проекта продвижения внутреннего туризма «Время отдыхать в России».

– Работа ведется по нескольким направлениям, – говорит заместитель директора ГБУ ВО «Агентство развития туризма» Михаил Киреев. – В первую очередь мы говорим о повышении качества оказываемых услуг.

Второе направление – продвижение потенциала области на межрегиональном и международном уровнях и повышение качества экскурсионного обслуживания.

Способствовать последнему будет создание туристско-информационного кластера. Это позволит увеличить турпоток от существующего примерно на 60 %. Если сегодня специалисты говорят о цифре примерно 800 тыс. человек в год, то в результате реализации этих мероприятий к 2020 году объем турпотока составит 1,5 млн человек и продолжит расти.

Цель для Волгоградской области – 2 млн гостей в год. Но если с развитием туристической составляющей ситуация более-менее ясна, то развитие водных путей вызывает у экспертов куда больше вопросов.

– В Транспортной стратегии России до 2030 года отмечено значительное отставание водных путей по сравнению с другими видами транспорта, – заявил на заседании Госсовета Владимир Путин.

Загруженность автодорог растет, а речные пути остаются невостребованными. Между тем транспортировка одной тонны грузов по водным путям дешевле, чем по автомобильным дорогам. Содержание 1 км водного пути, по данным Минтранса РФ, обходится в 130 тыс. рублей, а 1 км автомагистрали – в 4,5 млн.

Для перераспределения грузопотоков с автодорог на речные пути был введен заыпрет на перевозку грузов тяжеловесами по внутренним городским трассам.

В Волгограде глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил о новом способе стимулирования речного сообщения.

– Период речной навигации совпадает с повышением нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, и в рамках уже принятых решений, используя систему «Платон», возможно стимулирование речных грузоперевозок путем повышения тарифа в период речной навигации с апреля по ноябрь, – сказал Соколов. – Возможно делать это и на автомагистралях, направления которых совпадают с направлениями водных магистралей.

Среди проблем, тормозящих развитие речных грузоперевозок, – обмеление российских рек. Из-за маловодья грузооборот, например, на нижнем Дону с 2014-го по 2015-й сократился на 5,4 млн тонн – с 14075 в 2014-м до 8688 – в 2015-м. Чтобы исправить ситуацию, специалисты проводят дноуглубительные работы.

Потребность составляет около 90 млн кубометров в год, при этом в 2013 году было изъято только 30 млн кубометров. Альтернатива – строительство низконапорных гидроузлов: в низовьях Дона это Багаевский гидроузел, запланировано и возведение Нижегородского низконапорного гидроузла.

DNG

Поделиться в соцсетях