Сыр на пальме

Фальсификаторам молока, сыра и масла станет труднее сбывать свой некачественный товар в Волгограде и Волжском. Одна из крупнейших в России розничная торговая сеть X5 Retail Group (в Волгоградской области представлена четырьмя гипермаркетами «Карусель») и Национальный союз производителей молока «СОЮЗМОЛОКО» заключили соглашение о взаимодействии по предотвращению попадания к потребителям фальсифицированной молочной продукции.

Жир, он и в Африке жир

В рамках соглашения предполагается проведение совместного мониторинга качества молочных продуктов и регулярный обмен информацией о результатах экспертиз. Отбор образцов молочной продукции низкого и среднего ценовых сегментов с «высокой степенью риска» (творог, сметана, масса творожная, сыр, масло сливочное) будет производиться один раз в три месяца, а со «средней степенью риска» (молоко, молоко сгущенное и концентрированное, сливки, мороженое) – один раз в шесть месяцев.

Как рассказала «ВП» руководитель информационно-аналитического центра «СОЮЗМОЛОКО» Татьяна Рыбалова, в первую очередь соглашение нацелено на выявление в молочной продукции растительных жиров, которых там быть не должно согласно действующему техрегламенту.

Вообще, количество фальсифицированной молочной продукции, когда производители заменяют натуральные жиры пальмовым маслом, в последние годы неуклонно росло. По оценкам аналитиков рынка, за год в Россию ввозится от 300 до 500 тыс. тонн пальмового масла, а при использовании в пищевой промышленности им замещают до 4 млн тонн натурального молока.

– От этого страдают и сельхозпроизводители, и добросовестные переработчики молока. Экономику первых подрывает падение спроса и снижение цен, а вторые не могут конкурировать с фальсификаторами из-за более высокой стоимости натурального сырья. Есть случаи, когда молочный жир на 95% заменяют растительным, – отмечает Татьяна Рыбалова.

Удар ниже качества

А вот как прокомментировал соглашение руководитель пресс-службы и PR-проектов X 5 Retail Group Владимир Русанов: «Мы заинтересованы в том, чтобы получать исчерпывающую информацию о качестве продукции, выявлять недобросовестных производителей или поставщиков и не допускать появления фальсифицированной продукцию в магазинах нашей сети». По его словам, молочная продукция, которая не соответствует техрегламенту, будет беспощадно изгоняться с магазинных полок, а потребители будут застрахованы от некачественного фальсификата.

Возникает резонный вопрос: насколько эффективными окажутся заявленные меры воздействия? Опыт других сетей показывает, что они могут быть довольно жесткими. Как сообщили «ВП» в службе корпоративных коммуникаций розничной сети «Магнит», «по результатам проверок ряду поставщиков, с которыми сотрудничает компания, было официально заявлено о недопустимости нарушений существующих норм в области регламентации производства».

Волгоградской области подобные меры пока не коснулись, но рано или поздно проверки дойдут и до нас: «СОЮЗМОЛОКО» запланировал провести их во всех российских регионах. Зато в соседней Воронежской области «Магнит», по информации ИА dairynews, разорвал контракты и прекратил сотрудничество с рядом крупных поставщиков молочного фальсификата. Понятно, что лишившись возможности поставлять продукцию в крупнейшую торговую сеть, недобросовестные предприятия получили серьезный экономический удар. Однако не смертельный. По оценке Татьяны Рыбаловой, пока у них есть возможность перейти в другие сети. Но со временем те, кто активно борется с фальсификатом, получат несомненные преимущества перед конкурентами: потребитель не захочет идти в магазин, где сможет нарваться на некачественную продукцию.

Цифра:

4 млн тонн натурального молока в год замещает пальмовое масло при использовании его в российской пищевой промышленности